Моссфера

Кремль

Соборная площадь

Главная площадь Москвы и России, полная древних святынь

Описание

Объекты

На площади располагаются следующие древние и прославленные здания:

Успенский собор (главный храм Русского государства, старейшее полностью сохранившееся здание Москвы, место венчания на царство российских монархов и усыпальница московских митрополитов и патриархов);

Патриарший дворец и церковь 12 апостолов (жилище Архипастырей Русской Церкви вплоть до отмены патриаршества Петром I);

Колокольня «Иван Великий», Успенская Звонница и Филаретова пристройка (главная вертикальная доминанта старой Москвы и самое высокое здание в ней до революции);

Архангельский собор (русско-итальянский шедевр, усыпальница царей, великих и удельных князей московских);

Благовещенский собор и Казенный двор (домашняя церковь московских князей и царей, а рядом — их же сокровищница);

Грановитая палата (старый тронный зал московских государей);

Церковь Ризоположения (жемчужина на задворках Соборной площади).

В этих статьях можно найти исчерпывающие подробности, а ниже идет обобщающий обзор. Мы часто пишем: «см. статью», но будьте внимательны: подробности там находятся под соответствующими датами, мотать надо самостоятельно. И да: ссылки на людей вызывают всплывающее окно со справкой, а ссылки на здания и улицы ведут на наши собственные статьи на «Моссфере» (если прямым текстом не указано иное).

Образный обзор

Начнем общий осмотр площади с храмовых посвящений (можете следить по яндекс-панораме или карте с метками). Главное из них — Успение Богородицы (легкая благодатная смерть как бы во сне). За Успением в доме Предстоятелей Русской церкви уместились Двенадцать апостолов. Дальше по часовой стрелке — Иоанн Лествичник, автор «Лествицы райской», мастер восхождения от бренной материи к сверкающим вершинам духа. Эту лествицу наглядно воплощает ансамбль колокольни «Иван Великий».

С юга Соборную площадь замыкает Архангел Михаил — покровитель княжеского рода, устроившийся на высокой бровке холма. А вот другой Архангел, Гавриил, сообщает Богородице о непорочном зачатии и его значении.

Наконец, в темном дальнем углу площади византийские власти кладут во Влахернский храм Ризу Богородицы.

Успенский собор

Повторим обход Соборной площади, обращая внимание на архитектурные декорации означенных выше сюжетов. Успение происходит за ширмой монументальных фасадов, равномерно разделенных по ширине пилястрами и по высоте — пояском арочек и колонок. К Успению ведут три портала. Над южным — Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом. Под ними проходили в храм с площади торжественные церемонии. Над северным входом — Богоматерь с Христом, Иоанном Предтечей и Двенадцатью апостолами (если начнете изучать статью об Успенском соборе, то сразу поймете, к чему это). Войдем в храм Успения через западный портал, открытый для посетителей, и попадем в рай на земле (теперь следите по вот этой панораме)

В куполах неба — образы Бога. Под ними на стенах — плотное кольцо евангельских событий, они развертываются сообразно годичному циклу богослужений. Ниже — житие Богоматери и ее торжественный гимн — Акафист. В самом низу заседает семь Вселенских соборов. На западе — Страшный суд, в том числе над неправедными народами. На столпах, возносящихся к небу, — мученики. Вся эта живопись покрывает внутренние стены Успенского собора сплошным ковром.

На земле возвышаются моленные места патриархов, царей и цариц. Само Успение — в местном ряду иконостаса, между двумя Спасами на престоле. На юге и севере есть свои пристенные иконостасы.

Есть в Успенском соборе и некрополь: здесь покоятся митрополиты и патриархи, особо чтимые — в раках: митрополиты Петр, Феогност, Иона, Филипп II и патриарх Гермоген. С митрополитом Петром — особая сакральная история (см. в конце нашей статьи об Успенском соборе).

Патриарший дворец

Вернемся на Соборную площадь, пройдем к Патриаршему дворцу. Сквозь здание прорублены две проездные арки — раньше они вели с площади на патриарший двор, а теперь его нет, и через арки снуём мы с вами, посетители Кремля. Фасад оформлен разлапистыми древнерусскими окнами, а также перекочевавшим с Успенского собора пояском арочек и колонок. Во дворце теперь музей, который интересен не только экспонатами, но и самими старинными помещениями (вот их панорама).

Получается, патриархов хоронили в двух шагах от их резиденции, где у них имелась домовая церковь Двенадцати апостолов. Сейчас она не аутентична: иконостас из разрушенного Воскресенского собора, надпрестольная сень из разрушенного Чудовского собора, стены голые.

«Иван Великий»

Вернемся на площадь, подступим к «Ивану Великому». Если смотреть снизу вверх, то ансамбль взмывает, как ракета. Если смотреть с дальнего конца площади, то публика кажется муравьями у ног Ивана. Если же взобраться на колокольню и стать ее глазами, то Москва раскрывается, как книга, и можно хоть сутки кряду вести экскурсию, не сходя с места. Внутри находится музей истории Кремля и старинные колокола. Статья об «Иване Великом» — это, в первую очередь, рассказ о колоколах.

Архангельский собор

Далее по часовой стрелке — Архистратиг Михаил и прочие силы бесплотные. Храм Михаила — сложный диалог Древней Руси и Италии эпохи Возрождения. Планировка и купола древнерусские, но при этом есть лоджия, резные порталы, огромное количество мелкого декора с растительным орнаментом и, конечно, раковины в закомарах — визитная карточка Архангельского собора. Собор имеет два придела: мученик Уар оделся в кружево кокошников и прочих древнерусских рюшечек, в то время как Иоанн Предтеча предпочел здесь ренессансный стиль: филенки да пилястры.

Собор двойственен не только снаружи, но и внутри: там покоится весь московский княжеский род, причем вместе — убийцы и жертвы. Любопытно, что женские захоронения изначально должны были находиться в некрополе Вознесенского собора, но в советское время его уничтожили, и княгини с царицами воссоединились со своими мужчинами. Среди этих мужчин — удельные и великие князья Московские от Ивана Калиты и до Василия III, крещеная татарская знать, умершие в детстве отпрыски, командиры Московской Феодальной войны и те, кто их уничтожил... В алтаре лежат цари, в том числе Иван Грозный.

Интересный факт: после взятия Казани русскими войсками протопоп Благовещенского собора Андрей пишет аллегорическую икону «Благословенно воинство Небесного Царя», где русская армия с Иваном Грозным возвращается из Казани в Небесный Иерусалим (Москву), а возглавляет поход Архистратиг Михаил (прочие силы бесплотные прилагаются). Икона находилась у южных врат Успенского собора возле царского моленного места, затем перешла в Мироваренную палату Патриаршего дворца, а после революции оказалась в Третьяковской галерее, где и выставляется по сей день.

В Архангельском соборе покоятся также мощи царевича Дмитрия, но об отражении Смутного времени в Архангельском соборе лучше прочитать в основной статье.

Скажем пару слов о внутреннем убранстве (вот панорама). Чудеса Архангела Михаила — не самое оригинальное, что есть в соборе, то ли дело целая стенописная галерея князей, покоящихся внизу! Основная идея росписей — единство царства и священства. Это хорошо видно по иконам «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», где знаки царской и церковной власти совмещаются.

Из подклета Архангельского собора можно попасть в Подземную палату Казенного двора (если у вас есть такой допуск). Там как раз находится женский некрополь. Изначально Казенный двор был государевой сокровищницей и располагал комплексом построек в южной части Соборной площади. Сейчас там ничего нет, сохранились только следы примыкания к Благовещенскому собору.

Благовещенский собор

Благовещенье вырастило вокруг себя целый куст куполов, приделов и галерей с элементами псковского декора. Внутрь храма попадаем из галерей через роскошные итальянские порталы, красноречиво говорящие о райских кущах. Таковые кущи, в самом деле, обнаруживаются в храме: яшмовый пол, тонко иззолоченный иконостас и золотые пластины под ним, сплошной ковер фресок, в том числе — Апокалипсис. Икон так много, что они стоят взаворот. Взгляните сами.

В галереях тоже росписи. Среди них — античные философы, поэты и провидцы. Рака, полная маленьких ковчегов с мощами святых, очень тонкой работы. Благовещенский собор — домашний храм государя, примыкавший к сокровищнице и дворцу. Протопопы этого храма были царскими духовниками. А еще есть древний подклет, оставшийся от первоначального храма XIV века. Там сейчас музей кладов и древностей. Особенно интересна коллекция монет.

Грановитая палата

Перейдем от Благовещенья к Грановитой палате. Это брутальное белое здание — тронный зал. Сколько здесь состоялось важных приемов и церемоний — не перечесть, однако самые важные мы все-таки перечли. А еще здесь на Красном крыльце развернулись основные события Стрелецкого бунта 1682 года. Мы постарались описать это смертоубийство как можно живее. Внешне же здание очень похоже на итальянские палаццо эпохи Возрождения, недаром же «палата» и «палаццо» даже звучат похоже.

Церковь Ризоположения

Завершаем осмотр Соборной площади Ризоположением. Представим, что мы в Константинополе: район Влахерны, в самом деле, находился на задворках, но при этом при императорском дворце (так уж решили византийские императоры: поставить новый дворец у городских стен на окраине). Церковь Ризоположения соединяется с палатами цариц и царевен. Внешне Ризоположение оделось, опять-таки, в смесь псковского с итальянским. Внутри же поражает уют: стены этой маленькой церкви расписаны фресками с очевидным преобладание теплых тонов, только купол — холодные синие небеса. Стены — это похвала Богородице. Есть сцены спасения Константинополя в результате Ризоположения. А еще в галерее есть выставка деревянной храмовой скульптуры. Вот панорама.

История

Современность

Собянинский период (осень 2010—н.в.)

В Благовещенском соборе открываются обновленные экспозиции. Завершается реставрация Грановитой палаты, убранство воссоздается в первозданном виде. В Патриаршем дворце раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Лужковский период (1992—2010)

Возобновляются богослужения в Благовещенском соборе на престольный праздник Благовещенья. Службы ведет Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он в этот период предпринимает сакральные действия: после литургии в Благовещенском соборе выпускает на волю голубей, следуя старинному обычаю Благовещеньева дня, а также служит молебен в честь второй годовщины инаугурации президента России В. В. Путина. Живет патриарх во дни этих богослужений под Красной лестницей Грановитой палаты.

Тем временем полным ходом идет реставрация. Восстанавливают Красное крыльцо и Красную лестницу. На северном фасаде церкви Ризоположения раскрывают фреску XVII века. На восточной стене северной паперти той же церкви расчищают, укрепляют и дописывают остатки живописи конца XIX века.

Колокольня «Иван Великий» открывает двери для посетителей. Теперь здесь музей самого ансамбля, а также истории Кремля в целом. Во время службы в кремлевских соборах Звонница используется по прямому назначению. В восточной части Благовещенского собора реконструирован фрагмент пола грозненского периода из ромбовидных керамических двухцветных плиток.

В церкви Двенадцати апостолов над престолом собрана шатровая золоченая сень.

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

Период перестройки (1987—1991)

Благовещенский собор отмечает 500-летний юбилей. На южной галерее открывается выставка икон и церковной утвари, связанной с историей собора. В Патриаршем дворце открыта постоянная экспозиция.

В Успенском соборе по отдельным дням начинают совершаться службы. Он становится Патриаршим кафедральным. В Архангельском соборе тоже возобновляются богослужения, и первой стала служба в честь царевича Димитрия.

Период застоя (1964—1986)

Реставрация Грановитой палаты, Архангельского собора, Патриаршего дворца и церкви Ризоположения. В центральном барабане церкви Двенадцати апостолов раскрывают живопись последней четверти XVII в. Н. Н. Померанцев возрождает выставку деревянной скульптуры в церкви Ризоположения.

В Тайницком саду при рытье траншеи обнаруживают аутентичного каменного льва, пропавшего при сносе Красного крыльца.

Период оттепели (1953—1964)

Кремль открывают для посещения. Кремлевские музеи передают в ведение Министерства культуры СССР. Реставрация икон в церкви Ризоположения. Успенский собор открывается как музей. Патриарший дворец претерпевает бесконечную реставрацию, между циклами которой ненадолго открывается экспозиция предметов старинного быта.

В Архангельском соборе археологи вскрывают некоторые гробницы. Изучив найденные там останки, антрополог М. М. Герасимов восстанавливает внешний облик царей Ивана Грозного и сына его Федора.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тоталитаризм

Послевоенный период (1945—1953)

Восстанавливают южный портал Благовещенского собора конца XV в.

Период Великой Отечественной Войны (1941—45)

По Соборной площади сведений, как ни странно, нет.

Довоенный период (1928—1941)

Идет крупномасштабная реставрация церкви Ризоположения. При этом убирают позднюю Печерскую часовню (вместе с чтимой иконой).

В церкви Двенадцати апостолов устанавливают иконостас из разрушенного Вознесенского собора Вознесенского монастыря Кремля. В крипту Архангельского собора Н. Н. Померанцев переносит из уничтоженного Вознесенского монастыря белокаменные саркофаги с останками женщин династий Рюриковичей и Романовых.

Многие старинные колокола Кремля расплавляются «в связи с изысканием цветных металлов».

Уничтожается Красное крыльцо Грановитой палаты. На его месте сооружают столовую.

Картинки подписаны и кликабельны.

Революция

Период НЭПа (1921—1928)

Патриаршие палаты и соборы переходят в ведение Управления музеев-соборов, идут ремонтно-восстановительные работы. Н. Н. Померанцев открывает выставку деревянной скульптуры в церкви Ризоположения. Из Соловецкого монастыря в Успенский собор прибывают серебряные чеканные кандила и некоторые иконы.

Период противоборства белых и красных (1919—1920)

Начало советской реставрации церкви Ризоположения.

Социалистический период гражданской войны (1918)

Церковь Ризоположения передают Музеям Московского Кремля. В Успенском соборе последняя пасхальная служба.

Период октябрьской революции (октябрь 1917 — весна 1918)

В Успенском соборе Поместный собор русской церкви интронизирует патриарха Тихона, но вскоре большевики обстреливают Кремль. Пробит купол Успенского собора. Пробиты апсиды церкви Двенадцати апостолов и южная стена Трапезной палаты. Разбит угол южного крыльца Благовещенского собора.

Красноармейцы разоряют Печерскую часовню. Советское правительство переезжает из Петрограда в Кремль, и он становится закрытой территорией.

Период Временного правительства (февраль—октябрь 1917)

В Успенском соборе открывается Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, который восстанавливает патриаршество.

Картинки подписаны и кликабельны.

Серебряный век

Период Заката Империи (1907—1916)

При земляных работах на Соборной площади обнаруживают фрагменты фундамента некого белокаменного сооружения. Находку объявляют малоценной и частично срывают, частично опять засыпают землей. Потом, впрочем, выясняется, что это был фундамент древней церкви Ивана Лествичника времен Ивана Калиты. А что это за земляные работы? А первое в истории сплошное мощение Соборной площади!

К празднованию 300-летия дома Романовых обновляют интерьер Архангельского собора. Гробницы митрополитов и патриархов в Успенском соборе покрываются латунными чехлами.

Период первой русской революции (1905—1907)

Надгробия некрополя в Архангельском соборе покрывают латунными застекленными футлярами, причем в надписи на них вкрадываются ошибки.

Период реформ Витте (1896—1904)

Коронация Николая II и Александры Федоровны. По этому случаю на колокольне «Иван Великий» устраивают электрическую иллюминацию.

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

Период Александра III (1881—1896)

Коронация Александра III и Марии Федоровны. Вскоре после вступления на престол император Александр III повелевает восстановить исконные росписи Грановитой палаты. Также по инициативе императора обогащается новыми предметами интерьер Благовещенского собора. А еще при реставрации иконостаса обнаруживаются древние фрески алтарной преграды в Успенском соборе.

Период великих реформ (1861—1881)

Событий на Соборной площади не было. Во всяком случае, мы о них не знаем.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

Период накануне Крестьянской реформы (1855—1861)

Коронация Александра II и Марии Александровны. Во дни коронации колокол Реут при торжественном звоне срывается с перекладин «Ивана Великого», проламывает своды и давит несколько человек.

Полное освящение церкви Ризоположения после многолетних реставрационных работ. В Успенском соборе подновляют иконы и ставят новые пристенные иконостасы.

Период Николая I (1826—1855)

При строительстве Большого Кремлевского Дворца ремонтируется и церковь Ризоположения. Ремонтируют иконостас Архангельского собора. Архитектор К. А. Тон пристраивает к Успенской Звоннице со стороны Соборной площади крыльцо «в древнерусском вкусе».

По рисункам академика Солнцева художники расписывают сени и коридоры, примыкающие к церкви Ризоположения, в византийском духе. Из подклета этой же церкви выселяются семьи ее причта.

Архитектор Н. И. Чичагов снимает деревянный настил, разделявший церковь Двенадцати апостолов на два этажа. Чичагов расписывает маслом стены храма и Трапезной, устанавливает резной иконостас во всю высоту церкви. Вместе с тем, растесываются исконные узкие окна.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

Декабристский период (1813—1825)

Это период восстановления Соборной площади после разграбления, поругания и подрыва, учиненного французами во время оккупации Москвы.

1812

Пожар Москвы. Осквернен Успенский собор (о чуде с ракой митрополита Ионы см. статью).

Французы минируют Кремль. Уничтожается как Успенская Звонница, так и Филаретова пристройка, а вот «Иван Великий» выстоял. История о снятии с него креста — см. статью.

Разграбление и осквернение Архангельского и Благовещенского соборов, Грановитой палаты и церкви Ризоположения.

Либеральный период (1801—1811)

Коронация Александра I и Елизаветы Алексеевны. При ремонте Филаретовой пристройки уничтожается большая часть золоченой надписи, восхвалявшей Романовых, остается только начало.

Екатерина II

Павловский период (1796—1801)

Коронация Павла I и Марии Федоровны. В день коронации Павел I публично зачитывает принятый новый закон о престолонаследии. Отныне женщины отстраняются от наследования российского престола. Впервые устанавливаются правила регентства.

А еще Павел I присутствует на церемонии мироварения. В память об этом событии изготавливают серебряный сосуд для мира.

Реакционный период Екатерины (1773—1796)

Погребение Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, и боярина Федора — Черниговских чудотворцев. Они погибли в 1246 в ставке Батыя, отказавшись кланяться идолам и огню, и вот теперь их мощи переносят в Архангельский собор под раку.

Награждение в Грановитой палате полководцев П. А. Румянцева-Задунайского, И. П. Салтыкова и А. В. Суворова, сумевших подписать на выгодных для государства условиях долгожданный мирный договор с Турцией.

Купец Семен Мозжухин переливает ивановские колокола «Медведь» и «Лебедь».

Просвещенный период Екатерины (1762—1773)

Коронация Екатерины II сопровождается иллюминацией, фейерверками и массовыми гуляниями с маскарадом.

В Крестовую палату Патриаршего дворца перенесена печь для приготовления мира. С тех пор палата стала называться Мироваренной. Екатерина II присылает в Мироваренную палату 200-килограммовую кадь для мира.

Заседания Уложенной комиссии в Грановитой палате (см. статью).

После сноса здания Приказов поползли грунты, и к Архангельскому собору пристроили контрфорсы для укрепления стен.

По повелению Екатерины II производится подновление Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов. Кроме того, сносят конюшенную палату, стоявшую подле собора.

Картинка подписана и кликабельна.

Временщики

Период Елизаветы Петровны и Петра III (1741—1762)

Коронация Елизаветы Петровны в Успенском соборе. Торжества длятся два месяца и отличаются небывалой роскошью. Через 3 года в том же соборе крещена из лютеранства в православие немецкая принцесса София Фредерика Августа под именем Екатерины, впоследствии Великой.

Казенный двор и его палата перестраиваются в галереи, в которых помещаются оружейная мастерская и конюшенная палата.

Отливка Успенского колокола при участии мастера Якова Завьялова, которому предстоит долгая литейная жизнь (см. статью).

Период Анны Иоанновны (1730—1740)

Ф. Б. Растрелли строит деревянный дворец для Анны Иоанновны, что сопровождается сносами. Растрелли упрощает Красное крыльцо, убрав шатры рундуков.

Большой Троицкий пожар 1737 наносит ущерб Соборной площади. Сгорает ветхая церковь Ризоположения — ее после этого кроют железной кровлей. Выгорает также Архангельский собор.

Из Патриаршего дворца в Санкт-Петербург выводится Синод.

Период Петра II (1727—1730)

Коронация Петра II (первая коронация по императорскому чину в Успенском соборе). Народ получает угощения, громыхает фейерверк.

Период Екатерины I (1725—1727)

В церкви Двенадцати апостолов и трапезной Патриарших палат заканчиваются работы под руководством архитектора Ивана Зарудного. Деревянный потолок делит церковь на два этажа, причем на втором этаже размещают патриаршую библиотеку. Для первого этажа делают новый золоченый иконостас.

Петр I

Период Петровских реформ (1700—1724)

После погребения последнего патриарха Адриана, упразднения патриаршества и отъезда местоблюстителя патриаршего престола в Санкт-Петербург Патриарший дворец постепенно приходит в запустение. Петр Великий посещает Патриарший дворец и повелевает устроить на третьем этаже библиотеку из хранившихся там книг и рукописей. В Крестовой палате Патриаршего дворца заседает последний церковный собор, утвердивший Священный Синод.

Колокольный мастер Иван Моторин отливает Семисотный колокол для «Ивана Великого».

Убирают двойной трон Ивана и Петра из Грановитой палаты. Торжества в Грановитой палате по поводу победы в Полтавской битве, позже — по случаю Ништадского мира, который подвел итог Северной войне.

Церковь Ризоположения совсем обветшала.

В Успенском соборе Петр I венчается с Екатериной I, а затем коронует ее императорской короной.

Яузский период (1690—1700)

Погребение царевича Александра Петровича, сына Петра I. Умер во младенчестве. Погребение царя Ивана V, соправителя Петра I. К этому времени он был уже давно разбит параличом. Погребение патриарха Иоакима. Поставление патриарха Адриана.

При патриархе Адриане в Патриаршем дворце слева от глав церкви Двенадцати апостолов выстроена четвертым этажом надстройка — Петровская палатка. В это же время пристроена с северной стороны крытая галерея на столбах. Степан Полубес складывает несколько изразцовых печей в Патриаршем дворце.

Сгорела кровля Красного крыльца Грановитой палаты. Вероятно, роспись к тому времени тоже погибла и была забелена. Потом стены Грановитой палаты обивают холстом и сукном по европейской моде того времени.

Петр I повелевает подновить Благовещенский собор.

Ранние Романовы

Период борьбы боярских партий (1676—1689)

Погребение царя Алексея Михайловича Романова. Коронация Федора Алексеевича Романова.

По приказанию патриарха Иоакима Филипповская церковь на Патриаршем дворе перестраивается, заново расписывается, снабжается новым полом и иконостасом и становится церковью Двенадцати апостолов.

По указу царя Федора Алексеевича в Оружейной палате на Потешном дворе изготавливают новый резной иконостас для Архангельского собора.

Семен Золотой обновляет некоторые росписи церкви Ризоположения. Борис Давыдов пишет картину «Страшный суд» живописным, а не иконописным письмом. При пожаре сгорела крыша церкви Ризоположения, киот у образа Печерской Божьей Матери, и ведущая к нему лестница, и рундук.

Федор Моторин отливает Даниловский колокол, который примечателен растительными орнаментами и ангелами. Братья-мастера Василий и Яков Леонтьевы отливают колокол «Широкий», ширина которого превышает высоту.

В Грановитой палате Земский собор обсуждает заключение Вечного мира с Польшей. Этот мир положил конец русско-польской войне, тянувшейся с 1654. Резчик Григорий Иванов создает скульптуры трех львов и двух орлов для Красного крыльца. Осип Старцев меняет декор фасадов Грановитой палаты после пожара. Происходит это на фоне такого эпического события, как стрелецкий бунт (см. статью).

Коронация Ивана V и Петра I (уникальное двойное венчание на царство братьев-соправителей).

Период царя Алексея Михайловича (1645—1676)

Погребение царя Михаила Романова, умершего от слабости и депрессии. Погребение царевича Дмитрия Алексеевича. Умер во младенчестве. Погребение царевича Симеона Алексеевича, умершего в детстве. Погребение царевича Алексея Алексеевича, умершего молодым. Его имя стало знаменем восстания Степана Разина.

Коронация Алексея Михайловича Романова в возрасте 16 лет.

Стефан Вонифатьев, бывший до того диаконом Благовещенского собора, становится этого же собора протопопом и, соответственно, духовником царя Алексея Михайловича. Впоследствии Вонифатьев основал «Кружок ревнителей благочестия» — сообщество начитанных и искусных проповедников.

На западной стене церкви Ризоположения помещают образ Печерской Божьей Матери. Вскоре вокруг иконы соорудили специальную часовню. Церковь Ризоположения присоединяется к хоромам цариц и царевен с названием «верховой» или «на сенях». Паперть становится переходом из церкви во дворец.

На Казенном дворе строятся портная и скорнячная палаты. Перестройка Конюшенной палаты у Казенного двора.

Теперь о царском изографе Симоне Ушакове. Его артель заканчивает обновление росписей Архангельского собора. Царь Алексей Михайлович указывает Симону Ушакову отреставрировать росписи Грановитой палаты, однако мастер ограничивается полной описью этой росписи. По указанию Алексея Михайловича начинаются работы по созданию новой росписи Архангельского собора, но работы застопорились — у Симона Ушакова сутки не резиновые.

В Грановитой палате тем временем вершатся великие дела. Земский собор принимает Соборное уложение — свод законов Русского царства. Другой Земский собор присоединяет Запорожское войско к России. Заключают с поляками Андрусовское перемирие, которое фактически завершает русско-польскую войну 1654–67 годов.

Патриарх Иосиф жертвует в церковь Ризоположения две монументальные свечи, называемые «тощими». В Успенский собор этот же патриарх переносит мощи святителя Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, а затем и свои собственные останки.

Новый патриарх Никон получает от своего друга царя Алексея Михайловича старый годуновский «Царе-Борисов» двор, который примыкает к Патриаршему двору с севера. Никон разбирает стоявшие там старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев. В Успенском соборе по указанию патриарха Никона сооружается сохранившийся до наших дней иконостас. Выстроены новые Патриаршие палаты и церковь, но отделка заняла еще три года. Существенно расширена Крестовая палата — приемный зал патриарха. Именно в нем Большой Московский собор судит патриарха Никона после его отставки.

После Никона в Успенском соборе поставляются в патриарший сан Иоасаф II, Питирим и Иоаким.

Период царя Михаила (1613—1645)

В Успенском соборе принимает сан патриарх Филарет. Литейный мастер Андрей Чохов отливает 32-тонный колокол Реут для «Ивана Великого», а рядом по распоряжению патриарха строится Филаретова пристройка. Патриарх Филарет поселяется в восстановленном после польского разграбления Патриаршем дворце и закладывает при церкви Ризоположения придел в честь Георгия Победоносца.

В Успенском соборе устанавливают бронзовую сень-шатер для присланной из Персии Ризы Господней. Вскоре пожар сильно повреждает фрески Успенского собора, тогда же сгорает Патриарший двор.

В Архангельском соборе Романовы сооружают великолепную раку своему небесному покровителю — Димитрию Угличскому. Для надгробий остальных князей изготавливаются белокаменные плиты с красивым орнаментом и эпитафиями.

При патриархе Филарете Назар Истомин создает иконостас церкви Ризоположения. После Филарета Русскую церковь последовательно возглавляют Иоасаф I и Иосиф, и при патриархе Иосифе церковь Ризоположения перестраивается и подновляется. В год, когда патриарх Иосиф принимает сан в Успенском соборе, царь Михаил собирает полторы сотни лучших иконописцев и поручает им новую роспись Успенского собора.

Поселившись на Патриаршем дворе, Иосиф и здесь начинает строительство. Под одной кровлей возводят четыре большие палаты, а также подсобные помещения.

Завершается создание серии ковчежцев-мощевиков для Благовещенского собора.

Встреча датского королевича Вальдемара Кристиана в Грановитой палате (см. статью).

О погребениях в Архангельском соборе в период царя Михаила. Погребают царевича Василия Михайловича, умершего во младенчестве. Его хоронят в одной могиле с братом его Иваном, умершим тогда же, тоже в детском возрасте. Это были первые Романовы, захороненные в Архангельском соборе. А еще хоронят возвращенный поляками прах неудачного царя Василия Шуйского, умершего еще в 1612 в польской тюрьме.

Картинка подписана и кликабельна.

Смута

Семибоярщина, интервенция, самозванцы (1605—1613)

События стремительны, причем самые важные из них происходят на Соборной площади Кремля: вот погребение Бориса Годунова в Архангельском соборе, а вот уже и венчание на царство Лжедмитрия I. Благовещенский протопоп Терентий произносит приветственную речь Самозванцу. Тот созывает земский собор для суда над Василием Шуйским с братьями по обвинению в заговоре, коронует в Успенском соборе подругу свою авантюристку Марину Мнишек и венчается с нею там же. Лжедмитрий включает в боярскую думу почтенного митрополита Гермогена, однако тот обличает Самозванца, настаивает на крещении в православие католички Марины Мнишек и в итоге попадает в опалу и ссылку. Впрочем, тут как раз меняется власть, Лжедмитрия убивают, и ссылка отменяется.

В Успенском соборе митрополита Гермогена поставляют в патриархи, а на царство венчают Василия IV Шуйского. Этот царь поступается частью своих полномочий в пользу бояр. Земский собор в Грановитой палате освобождает население от присяги Лжедмитрию I и прощает клятвопреступления в отношении Бориса Годунова и его семьи.

После убийства Лжедмитрия I Василий Шуйский распоряжается перенести в Архангельский собор из Углича останки царевича Димитрия, чтобы пресечь появление новых самозванцев. Смута, однако, продолжается, хотя вокруг гроба царевича начинаются чудеса, да и сами мощи оказываются нетленными. В итоге Димитрия причисляют к лику святых.

Тем временем для Благовещенского собора продолжают чеканить ковчежцы-мощевики. Смута Смутой, а искусство вечно.

Меж тем в Архангельском соборе по настоянию народа хоронят былинного героя — князя Михаила Скопина-Шуйского. В статье мы вспоминаем его подвиги. Он уже почти совладал с польскими интервентами, но внезапно умер.

Когда поляки в итоге добираются до Кремля, они учиняют много пакости. Например, сгорает Патриарший двор.

А кончается период Земским собором в Успенском соборе (см. статью). Результат — воцарение династии Романовых.

Годуновский период (1598—1605)

Умирает блаженный царь Федор Иванович, его хоронят в дьяконнике Архангельского собора возле отца. Венчание на царство Бориса Годунова в Успенском соборе. Его избирает Земский собор.

Борис Годунов замышляет масштабное строительство в Кремле, но удалось построить только завершение колокольни Ивана Великого с надписью в собственную честь под куполом.

Принц-герцог Иоганн фон Шлезвиг-Гольштейн приезжает из Дании, дабы стать русским удельным князем и взять в жены Ксению, дочь царя Бориса Годунова (см. статью).

Как видим, Борис Годунов заботился о престиже. Вот, в частности, возникает должность «архангельского архиерея», обладатели которой проводят заупокойные службы «по царским предкам». А вот мастера Кремля создают основную часть коллекции ювелирных рак-мощевиков для Благовещенского собора.

Иван Грозный

Федоровский период (1584—1598)

Читатель! Много ли ты помнишь об этом периоде? Он подобен затишью перед бурей, после грозненской эпопеи. Ивана Грозного хоронят в дьяконнике Архангельского собора, и повисает тишина. Земский собор избирает Федора Иоанновича; в Успенском соборе его венчают на царство.

В Успенском же соборе Иов принимает сан митрополита Московского, а затем становится первым патриархом Московским и Всея Руси. Он строит церковь московских святителей Петра, Алексея и Ионы на дворе Годуновых, который они пожаловали патриарху. В наши дни это небольшая лужайка к северу от Патриаршего дворца.

Позднегрозненский период (1572—1584)

Это период темный и какой-то сдавленный. В Успенском соборе Иван Грозный венчает на царство татарина Симеона Бекбулатовича, сам же (вторично) уходит в опричнину под именем удельного князя Иванца Московского.

В Архангельском соборе хоронят Василия Владимировича, удельного князя Старицкого и Дмитровского, а также царевича Ивана Ивановича, того самого сына, которого, как считается, убил Иван Грозный.

Также в этот период в Успенском соборе принимает сан митрополит Антоний, во всем покорный воле Ивана Грозного.

Опричный период (1565—1572)

Вот оно — время Грозного, за события коего его проклинают потомки!

Вот, например, история митрополита Филиппа. Он принимает сан в Успенском соборе по воле царя, обустраивает домовый храм Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия на Митрополичьем дворе. Однако вместо того, чтобы освящать опричные дела своего повелителя, святитель Филипп в Успенском соборе отказывает ему в благословении, за что попадает в опалу. Через некоторое время опричник Малюта Скуратов убивает святителя Филиппа. В Успенском соборе поставляют митрополита Кирилла.

В этот же период опричное войско Ивана Грозного громит Новгород, чтобы истребить там остатки автономии. Непосредственным организатором разграбления архиерейского двора и храмов был Евстафий, протопоп Благовещенского собора московского Кремля, духовный отец Ивана Грозного. Он же способствовал низвержению святителя Филиппа.

Попутно идет переваривание татарских ханств, присоединенных в предшествующий период. Эхо этих событий доходит до нас через известие о двух погребениях в Архангельском соборе. Во-первых, погребение Александра (Утемиш-Гирея), пленного и крещеного казанского хана. Это был сын небезызвестной царицы Сююмбике. Во-вторых, погребение Владимира Андреевича, удельного князя Старицкого и Дмитровского. Судьба его показательна и трагична (см. статью).

Татарский мир, впрочем, наносит ответный удар. Крымский хан Девлет-Гирей вторгается в Россию и осаждает Москву. Татары поджигают город, но при этом возникает такой хаос, что они не могут толком пограбить. Кремль штурмовать тоже не решаются, уходят с пленными в степь. В пожаре страдает Грановитая палата.

Но амбиции Ивана Грозного касаются и Запада: Земский собор в Грановитой палате принимает решение о продолжении Ливонской войны до захвата Риги.

Период «Избранной рады» (1547—1564)

Вот оно — время Грозного, за события коего его превозносят потомки!

Все начинается с торжественного венчания в Успенском соборе, причем на царство, а не на княжение. Но в том же году происходит большой московский пожар. На Соборной площади сгорают: верх Успенского собора; часть древних икон Архангельского собора; Благовещенский собор вместе с росписями. Иван Грозный повелевает установить новые иконы взамен сгоревших в Архангельском соборе, а митрополит Макарий после пожара возобновляет церковь Ризоположения. Однако прежде этого из-за пожара вспыхивает русский бунт, бессмысленный и беспощадный (см. статью).

Впечатления этих событий оказали пагубное действие на психику молодого царя. Позже он созывает «Собор примирения» — первый Земский собор. Он продолжался два дня, включал все сословия, кроме крестьянства, и рассматривал вопросы о новом Судебнике и реформах «Избранной рады».

Затем начинается укрепление государства и сокрушение Казани и Астрахани. Иван Грозный повелевает возвести над западной частью Благовещенского собора две глухие главки, а на углах галерей — 4 небольшие придельные церкви. Купола и кровлю покрывают медными позолоченными листами. Примерно таким мы знаем собор сегодня. Тогда же южное, «итальянское» крыльцо щедро изукрашивается резьбой. Это крыльцо служило одновременно входом в Казенную палату.

В Архангельском соборе хоронят царевича Дмитрия Старшего, первенца Ивана Грозного. Сам по себе царевич за свою жизнь ничего не успел сделать, однако с ним был связан Думский кризис (см. статью). А еще там же хоронят Юрия Васильевича, удельного князя Угличского и Калужского. Это был умственно отсталый брат Ивана Грозного.

В Успенском же соборе хоронят митрополита Макария, сан принимает митрополит Афанасий.

Глинский период (1533—1546)

Здесь Иван еще не Грозный, а маленький и беззащитный. Правит регентский совет во главе с его матерью Еленой Глинской. В Архангельском соборе хоронят ее мужа Василия III, великого князя московского, а также его братьев: Андрея (удельный князь Старицкий) и Юрия (удельный князь Дмитровский) (см. статью). Судьба этих двоих характерна для Глинского периода.

Закончено строительство церкви Вознесения у колокольни «Иван Великий» (см. статью).

В Успенском соборе с некоторым интервалом принимают сан митрополиты Московские Иоасаф и Макарий.

Великое княжество

Период Василия III (1505—1533)

Складывается знакомый нам облик Соборной площади. Алевиз Новый строит новый Архангельский собор (см. статью). На время стройки некрополь переезжает в старую церковь Ивана Лествичника, где временно хоронят и великого князя Ивана III.

Потом этот старый храм разбирают, итальянский архитектор Бон Фрязин строит Ивановский столп. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины (см. статью). Итальянец Петрок Малый закладывает рядом церковь Вознесения.

Теперь о делах Василия III на Соборной площади. В Успенском соборе его не венчают на царство, такого обычая еще нет. В том соборе Василий проводит другие венчания: с бесплодной Соломонией Сабуровой, а после развода с нею, 21 год спустя — с Еленой Глинской. Между этими двумя событиями Василий III повелевает полностью расписать Успенский собор (видимо, на первом венчании интерьер не впечатлил). Также по указу великого князя расписаны паперти Благовещенского собора. А еще в период Василия III в. Успенском соборе последовательно поставляют митрополитов Варлаама и Даниила.

В Архангельском соборе хоронят Дмитрия Ивановича Внука — жертвы династических интриг с участием самого Василия III (см. статью). В этот же период в Архангельском соборе хоронят и других: Симеона Ивановича, удельного князя Калужского; Дмитрия Ивановича Жилку, удельного князя Угличского; Петра (Куйдакула), татарского царевича.

Период Ивана III (1462—1505)

Этот великий во всех смыслах период начинается с того, что в Архангельском соборе хоронят Василия II Темного, великого князя Московского. История его жизни — это история Московской феодальной войны и постоянных трений с Литвой и Ордой (см. статью). В той же статье мы по погребениям читаем историю становления единодержавия в России. Здесь же перечислять этих деятелей не будем (для экономии вашего мозга). Их было много, и свободное место в Архангельском соборе стремительно иссякало.

После крупнейшей победы над новгородцами на Шелони, Иван III устраивает в Архангельском соборе приделы-«застенки» Воскресения Христова и Симеона Столпника. Впрочем, они вскоре гибнут в огненной буре.

Иван Великий правил долго, и за это время сменилось несколько митрополитов на Москве. Первый из них, Филипп, принимает сан в старом Успенском соборе, но через некоторое время этот собор выгорает в большом пожаре. Тогда Филипп начинает строительство новой версии Успенского собора. Однако зачинатель не доживает до окончания строительства — по традиции, это хороший знак.

Новый митрополит Геронтий строит новую церковь Ризоположения (см. статью). Ее строят псковские мастера Кривцов да Мышкин. А еще после очередного пожара они создают новые Митрополичьи палаты с красивыми воротами. А вот Успенский собор у них не получился: рухнул на последней стадии строительства. Правда, перед этим при разборке старого собора совершается обретение нетленных мощей митрополита Ионы.

Тогда дело берет на контроль сам Иван III. Он выписывает из Италии архитектора Аристотеля Фиорованти. Это отдельная история с элементами мистерии, так что см. статью.

Иван III успешно объединяет русские земли под властью Москвы, растет престиж державы, появляется идея «Москва — Третий Рим». Поэтому Иван III начинает строительство новой великокняжеской резиденции и сносит старый белокаменный храм Благовещенья. Возводится новый домашний великокняжеский собор, и митрополит Геронтий освещает его в честь, опять же, Благовещенья.

Возле Благовещенского собора обустраивают Казенный двор с палатами для хранения великокняжеских сокровищ. После этого митрополит Геронтий умирает и находит вечный покой в Успенском соборе. Затем были такие митрополиты: Зосима Брадатый и Симон.

В это время итальянцы Марко Руффо и Пьетро Антонио Сколари строят Грановитую палату по повелению Ивана III (см. статью).

Государство продолжает укрепляться. Иван III коронует в Успенском соборе своего внука Димитрия, делая его формальным соправителем. Эта история сопровождается неимоверными интригами, так что, опять же, см. статью.

Наконец, некрополь Архангельского собора после этих смертоубийственных интриг окончательно переполняется, и итальянец Алевиз Новый строит по поручению Ивана III новую версию храма, которую мы и видим там сегодня.

Период Московской феодальной войны (1425—1462)

Это время можно было бы назвать периодом Василия II Темного, но в том-то и соль, что в ходе противостояния власть доставалась то одному, то другому претенденту. Начинается история с погребения в Архангельском соборе Василия I, великого князя московского, сына Дмитрия Донского. Если коротко, то столкнулись два порядка наследования: лествичный от старшего брата к младшим (архаика) и самодержавный (от отца к сыну по завещанию). Победило самодержавие, а удельные князья неуклонно теряли значение. Это шибко жирная тема, и мы ее возьмем когда-нибудь отдельно и нарочито, а пока просто знайте сам факт. В соответствующей части статьи про Архангельский собор можете видеть, каков был размах поножовщины. Как водится, жертвы и убийцы покоятся рядышком в фамильном некрополе.

В самый разгар бардака страна внезапно делает важный внешнеполитический шаг: отклоняет решение Ферраро-Флорентийского собора об унии Русской церкви с Католической под руководством Папы Римского. Дело в том, что турки как раз в этот период прикончили Византию, и вера православная пошатнулась. А вот в Успенского соборе Московского Кремля, напротив, состоялось «Великое торжество православия» (см. статью).

Русская церковь становится автокефальной (самостоятельной). Первым митрополитом, избранным независимо от иностранцев, становится митрополит Иона. На Митрополичьем дворе он строит каменные палаты и старую Ризоположенскую церковь (см. статью).

А еще был инцидент: Архангельский собор зашибло громовым ударом и сильным вихрем.

В конце периода приходит новый митрополит — Феодосий.

Период Василия I (1389—1425)

Сравнительно ровное время. В Архангельском соборе хоронят великого князя Дмитрия Донского, который в представлении не нуждается. Погребение Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского и Боровского (см. статью). Погребение московского княжича Ивана Васильевича. Погребение Ивана Владимировича, удельного князя Серпуховского.

В этот период строится белокаменный Благовещенский храм, от которого до наших дней уцелел подклет. Это домашняя церковь великокняжеской семьи: в ней совершаются таинства крещения и брака великих князей. Храм украшается настенными росписями. Занятно, что первый храм простоял недолго, и возводится второй белокаменный храм-предшественник, посвященный Благовещенью. Он был четырехстолпный, трехапсидный. Первый же храм-предшественник был вообще бесстолпным и имел при этом подклет и одну апсиду. Много непонятных слов? Ну, бывает.

Ладно, уговорили, поясним. Представьте, что в церкви есть только стены, а пространство между ними никак не делится. И есть подвал. И снаружи есть одна закругленная стена. Вот таким был первый храм. А теперь представьте, что посреди церкви стоит четыре каменных столпа, а снаружи есть стена из трех закругленных штук. Вот это как раз второй храм.

Архангельский собор расписывается с участием Феофана Грека и его учеников. Роспись не дошла, а жаль: Феофан Грек — гениальный визионер, и его иконописная манера разительно отличается от стандартной.

А еще было династическое событие — венчание великого князя Василия I Дмитриевича и литовской княжны Софьи Витовтовны.

Картинка подписана и кликабельна.

Удельное княжество

Период Дмитрия Донского (1359—1389)

Погребение великого князя Ивана Красного. А все остальное в этот период случилось в других местах, не на Соборной площади.

Период Симеона Гордого и Ивана II Красного (1340—1359)

Погребение Ивана Калиты становится началом истории некрополя Архангельского собора. Погребение удельного князя Андрея Ивановича Серпуховского и Боровского, а также его брата, великого князя Симеона Гордого. Оба они умерли от чумы.

По свидетельству летописца, в Кремле сгорает 28 церквей. Вероятно, Архангельский собор тоже сгорел, хотя, опять-таки, в летописи сгоревшие постройки не перечислены. При Симеоне Гордом Архангельский собор расписывается.

При князе Симеоне Гордом церковь Ивана Лествичника расписывается, а также отливаются для нее колокола.

Период Ивана I Калиты (1325—1340)

В этот период складывается планировка Соборной площади.

Митрополит Петр, заложив Успенский собор, переносит свой двор к его западным дверям. До этого двор находился у старейшей московской церкви Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Об обетовании Москвы митрополитом Петром см. статью.

При Иване Калите в течение одного лета строится первая церковь Ивана Лествичника. Был этот первоначальный храм небольшим и находился в центре Соборной площади, от него в культурном слое остался фундамент.

Иван Калита возводит пятую свою кремлевскую церковь — небольшой белокаменный каменный собор Архангела Михаила.

Митрополит Феогност закладывает у северной стены Петроверигский придел в честь своего предшественника, митрополита Петра. А еще он освящает Успенский собор.

Период Юрия Данииловича (1303—1325)

Пусто. Интересно, будет ли хоть в какой-то статье хоть что-то по этому периоду?

Период Даниила Московского (1263—1303)

В это время на месте Успенского собора находится небольшой каменный трехапсидный храм с двумя приделами. От него остались фрагменты кладки и часть стены.

Гипотетическое время строительства первого (деревянного) Благовещенского храма на княжеском дворе.

Начало Москвы

Период Москова, Кучкова тож (1147—1263)

В культурном слое этого периода под Успенским собором находится кладбище, что дает основание предположить, что и тогда уже здесь была церковь.

Хан Батый осаждает Москву. Жители закапывают в землю множество ювелирных изделий и прочих ценностей, которые в качестве кладов вы можете увидеть в экспозиции подклета Благовещенского собора.

Источники

  1. Успенский собор (главный храм Русского государства, старейшее полностью сохранившееся здание Москвы, место венчания на царство российских монархов и усыпальница московских митрополитов и патриархов);
  2. Патриарший дворец и церковь 12 апостолов (жилище Архипастырей Русской Церкви вплоть до отмены патриаршества Петром I);
  3. Колокольня «Иван Великий», Успенская Звонница и Филаретова пристройка (главная вертикальная доминанта старой Москвы и самое высокое здание в ней до революции);
  4. Архангельский собор (русско-итальянский шедевр, усыпальница царей, великих и удельных князей московских);
  5. Благовещенский собор и Казенный двор (домашняя церковь московских князей и царей, а рядом — их же сокровищница);
  6. Грановитая палата (старый тронный зал московских государей);
  7. Церковь Ризоположения (жемчужина на задворках Соборной площади).

Автор: Никита Андреев.

У читателей «Истории на местности» принято бронировать авиабилеты через эту штуку:

Яндекс.Метрика