Период Василия III (1505—1533)
Складывается знакомый нам облик Соборной площади. Алевиз Новый строит новый Архангельский собор (см. статью). На время стройки некрополь переезжает в старую церковь Ивана Лествичника, где временно хоронят и великого князя Ивана III.
Потом этот старый храм разбирают, итальянский архитектор Бон Фрязин строит Ивановский столп. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины (см. статью). Итальянец Петрок Малый закладывает рядом церковь Вознесения.
Теперь о делах Василия III на Соборной площади. В Успенском соборе его не венчают на царство, такого обычая еще нет. В том соборе Василий проводит другие венчания: с бесплодной Соломонией Сабуровой, а после развода с нею, 21 год спустя — с Еленой Глинской. Между этими двумя событиями Василий III повелевает полностью расписать Успенский собор (видимо, на первом венчании интерьер не впечатлил). Также по указу великого князя расписаны паперти Благовещенского собора. А еще в период Василия III в. Успенском соборе последовательно поставляют митрополитов Варлаама и Даниила.
В Архангельском соборе хоронят Дмитрия Ивановича Внука — жертвы династических интриг с участием самого Василия III (см. статью). В этот же период в Архангельском соборе хоронят и других: Симеона Ивановича, удельного князя Калужского; Дмитрия Ивановича Жилку, удельного князя Угличского; Петра (Куйдакула), татарского царевича.
Период Ивана III (1462—1505)
Этот великий во всех смыслах период начинается с того, что в Архангельском соборе хоронят Василия II Темного, великого князя Московского. История его жизни — это история Московской феодальной войны и постоянных трений с Литвой и Ордой (см. статью). В той же статье мы по погребениям читаем историю становления единодержавия в России. Здесь же перечислять этих деятелей не будем (для экономии вашего мозга). Их было много, и свободное место в Архангельском соборе стремительно иссякало.
После крупнейшей победы над новгородцами на Шелони, Иван III устраивает в Архангельском соборе приделы-«застенки» Воскресения Христова и Симеона Столпника. Впрочем, они вскоре гибнут в огненной буре.
Иван Великий правил долго, и за это время сменилось несколько митрополитов на Москве. Первый из них, Филипп, принимает сан в старом Успенском соборе, но через некоторое время этот собор выгорает в большом пожаре. Тогда Филипп начинает строительство новой версии Успенского собора. Однако зачинатель не доживает до окончания строительства — по традиции, это хороший знак.
Новый митрополит Геронтий строит новую церковь Ризоположения (см. статью). Ее строят псковские мастера Кривцов да Мышкин. А еще после очередного пожара они создают новые Митрополичьи палаты с красивыми воротами. А вот Успенский собор у них не получился: рухнул на последней стадии строительства. Правда, перед этим при разборке старого собора совершается обретение нетленных мощей митрополита Ионы.
Тогда дело берет на контроль сам Иван III. Он выписывает из Италии архитектора Аристотеля Фиорованти. Это отдельная история с элементами мистерии, так что см. статью.
Иван III успешно объединяет русские земли под властью Москвы, растет престиж державы, появляется идея «Москва — Третий Рим». Поэтому Иван III начинает строительство новой великокняжеской резиденции и сносит старый белокаменный храм Благовещенья. Возводится новый домашний великокняжеский собор, и митрополит Геронтий освещает его в честь, опять же, Благовещенья.
Возле Благовещенского собора обустраивают Казенный двор с палатами для хранения великокняжеских сокровищ. После этого митрополит Геронтий умирает и находит вечный покой в Успенском соборе. Затем были такие митрополиты: Зосима Брадатый и Симон.
В это время итальянцы Марко Руффо и Пьетро Антонио Сколари строят Грановитую палату по повелению Ивана III (см. статью).
Государство продолжает укрепляться. Иван III коронует в Успенском соборе своего внука Димитрия, делая его формальным соправителем. Эта история сопровождается неимоверными интригами, так что, опять же, см. статью.
Наконец, некрополь Архангельского собора после этих смертоубийственных интриг окончательно переполняется, и итальянец Алевиз Новый строит по поручению Ивана III новую версию храма, которую мы и видим там сегодня.
Период Московской феодальной войны (1425—1462)
Это время можно было бы назвать периодом Василия II Темного, но в том-то и соль, что в ходе противостояния власть доставалась то одному, то другому претенденту. Начинается история с погребения в Архангельском соборе Василия I, великого князя московского, сына Дмитрия Донского. Если коротко, то столкнулись два порядка наследования: лествичный от старшего брата к младшим (архаика) и самодержавный (от отца к сыну по завещанию). Победило самодержавие, а удельные князья неуклонно теряли значение. Это шибко жирная тема, и мы ее возьмем когда-нибудь отдельно и нарочито, а пока просто знайте сам факт. В соответствующей части статьи про Архангельский собор можете видеть, каков был размах поножовщины. Как водится, жертвы и убийцы покоятся рядышком в фамильном некрополе.
В самый разгар бардака страна внезапно делает важный внешнеполитический шаг: отклоняет решение Ферраро-Флорентийского собора об унии Русской церкви с Католической под руководством Папы Римского. Дело в том, что турки как раз в этот период прикончили Византию, и вера православная пошатнулась. А вот в Успенского соборе Московского Кремля, напротив, состоялось «Великое торжество православия» (см. статью).
Русская церковь становится автокефальной (самостоятельной). Первым митрополитом, избранным независимо от иностранцев, становится митрополит Иона. На Митрополичьем дворе он строит каменные палаты и старую Ризоположенскую церковь (см. статью).
А еще был инцидент: Архангельский собор зашибло громовым ударом и сильным вихрем.
В конце периода приходит новый митрополит — Феодосий.
Период Василия I (1389—1425)
Сравнительно ровное время. В Архангельском соборе хоронят великого князя Дмитрия Донского, который в представлении не нуждается. Погребение Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского и Боровского (см. статью). Погребение московского княжича Ивана Васильевича. Погребение Ивана Владимировича, удельного князя Серпуховского.
В этот период строится белокаменный Благовещенский храм, от которого до наших дней уцелел подклет. Это домашняя церковь великокняжеской семьи: в ней совершаются таинства крещения и брака великих князей. Храм украшается настенными росписями. Занятно, что первый храм простоял недолго, и возводится второй белокаменный храм-предшественник, посвященный Благовещенью. Он был четырехстолпный, трехапсидный. Первый же храм-предшественник был вообще бесстолпным и имел при этом подклет и одну апсиду. Много непонятных слов? Ну, бывает.
Ладно, уговорили, поясним. Представьте, что в церкви есть только стены, а пространство между ними никак не делится. И есть подвал. И снаружи есть одна закругленная стена. Вот таким был первый храм. А теперь представьте, что посреди церкви стоит четыре каменных столпа, а снаружи есть стена из трех закругленных штук. Вот это как раз второй храм.
Архангельский собор расписывается с участием Феофана Грека и его учеников. Роспись не дошла, а жаль: Феофан Грек — гениальный визионер, и его иконописная манера разительно отличается от стандартной.
А еще было династическое событие — венчание великого князя Василия I Дмитриевича и литовской княжны Софьи Витовтовны.
Картинка подписана и кликабельна.