Моссфера

Кремль — Соборная площадь

Успенский собор

Главный храм Русского государства, место венчания на царство российских монархов и усыпальница московских митрополитов и патриархов

Описание

Облик

Успенский собор посвящен одному из наиболее почитаемых событий христианства — Успению матери Христа, то есть ее смерти как бы во сне. После вознесения Христа она жила в доме Иоанна Предтечи и узнала о дне своей смерти от того же архангела, который сообщил ей о рождении Христа. В день успения в Иерусалим из разных стран приехали на облаках все апостолы, и Богоматерь попрощалась с ними, обещав заботиться о христианах. В России Успенские храмы очень почитались и по числу находятся на втором месте после Никольских. Успение отмечается 28 августа и предваряется двухнедельным постом.

ПАНОРАМА...

ИНТЕРЬЕРЫ: настоятельно советуем осмотреть!

Вот описание архитектуры Успенского собора (по мотивам книги: Романюк С. К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013).

Фасад собора разделен на равные части по высоте и ширине, алтарные выступы небольшие, скрытые за выступами небольших стенок, поэтому, по выражению летописца, здание получилось «яко един камень». По вертикали здание разделено пилястрами на равные промежутки с высокими и узкими окнами, а по горизонтали — декоративным поясом арочек и колонок.

В здание ведут три входа; северный и южный, как правило, закрыты, и в храм входят через западный. Южный вход, со стороны Соборной площади, был парадным, открывался только в случае торжественной церемонии. Он оформлен белокаменным арочным порталом, над которым находится фреска, изображающая богоматерь с двумя архангелами по сторонам — Михаилом и Гавриилом. Ниже, между колонками, изображены святители, а по сторонам от входа — фигуры ангела и опять же архангела Михаила с мечом, грозящим посетителям, «разглагольствующим в церкви».

Росписи есть и на северном фасаде, выходящем в узкий проход между собором и Патриаршими палатами. Там также изображены святители и над ними — Христос с Богоматерью, Иоанном Предтечей и всеми 12 апостолами. Ближе к северо-западному углу виднеется киот с белокаменным крестом, отмечающим место захоронения митрополита Ионы.

С восточной стороны росписи находятся на самом верху, в полях закомар, где изображены Троица, ангел, Богоматерь, Иоанн Предтеча и поклонение Марии с Младенцем (в смысле, поклонение ИМ, а не ИХ).

Интерьер

Внутренняя роспись ковром покрывает своды, стены и столбы. Из необычного: на западной (что символично) стене изображены сцены Страшного суда, где в числе грешников фигурируют и иноземцы, узнаваемые по белым кружевным воротникам.

Иконостас Успенского собора представляет собой стену высотой почти до потолка с 69 иконами, среди них есть особо почитаемые. Например, икона Спас Златая риза, которую в свое время сплошь закрывал золотой оклад. Ее оригинал, по легенде, был написан византийским императором Мануилом, причем Христос, как обычно, был изображен с поднятой благословляющей рукой. Как-то император наказал одного священника, вмешавшись тем самым во внутрицерковные дела. Во сне он увидел Христа, показывающего рукой вниз, в знак смирения перед церковью, и, проснувшись, увидел, что и на его иконе рука указывает вниз. Учитывая такую легенду, патриарх Никон и поставил данную икону на самое главное место иконостаса Успенского собора, желая этим показать главенство церковной власти над мирской. Справа от этой иконы — храмовый образ Успения, современный самому собору и писанный лично митрополитом Петром. Есть также одна из самых древних икон — Спас Ярое око (XIV в.), написанная для собора времен Ивана Калиты. На суровом и грозном лике Христа неожиданно резко выделяются ярко-красные губы: так древний иконописец изобразил его красноречие. Была еще знаменитая икона Владимирской Богоматери, написанная в Византии в XII в., но ныне она в Третьяковской галерее. Слева от царских врат можно увидеть фрески каменной алтарной преграды, написанные при возведении собора и с тех пор не поновлявшиеся. Самая древняя икона в Успенском соборе — это Святой Георгий (XII в.) в отдельном киоте слева от иконостаса. Кроме этих икон, есть еще и много прочих, XVI-XVII веков.

Кроме росписей и икон, в Успенском соборе находятся великолепные произведения прикладного искусства, например, бронзовая сень-шатер, где раньше хранилась часть Христовой ризы (она теперь в музее), а ныне — рака патриарха Гермогена. У иконостаса находится несколько «моленных мест» для цариц и царевен (XVII в.), патриарха (конец XV в.), а также самого Ивана Грозного (1551, резьба по дереву). Южные двери называются Корсунскими, так как, по легенде, они были вывезены из Корсуни еще Владимиром Мономахом. На самом деле, они сделаны в XVI веке, и золотым по черному на них изображены греческие мудрецы, прорицательницы и пророки, что само по себе любопытно.

По стенам собора стоят кенотафы над погребениями митрополитов и патриархов, кроме Никона, но зато включая святого митрополита Петра Московского (за иконостасом). Интересная деталь: над погребением Ионы красуется картина художника XIX в., изобразившего митрополита перед католическим распятием.

Собор освещают 12 светильников XVII в. В центре — большое, весом 328 кг, паникадило «Урожай» с соответствующим украшением, сделанное из серебра, отбитого у отступавших наполеоновских войск.

Старинное описание

А вот альтернативное дореволюционное описание:

Наружный видъ собора замѣчателенъ своей массивностью и изящной простотой. Архитектура его византійская, смѣшанная съ ломбардо-венеціанской... Форма куполовъ индійская. Окна его, весьма узкіе, помѣщены высоко отъ земли; стѣны гладкіе, кромѣ пояска, состоящаго изъ небольшихъ полуколоннъ. Вокругъ трехъ входныхъ дверей, имѣющихъ характеръ готическихъ порталовъ, написаны иконы угодниковъ Божьихъ: надъ сѣвернымъ входомъ — Ростовскихъ, надъ южнымъ — Московскихъ, а около западныхъ дверей — Кіево-Печерскихъ. Надъ алтарями же, въ полуциркульныхъ впадинахъ, помѣщены три огромныхъ образа: Сынъ во славѣ Отчей, Софіи Премудрости Божьей и Печерской Богородицы. Два послѣднихъ образа знаменуютъ Новгородъ и Кіевъ, присоединенные къ Московскому государству. Южный входъ съ чугунной папертью, или, по-старинному, рундукомъ, гдѣ царей послѣ вѣнчанія на царство осыпали деньгами, назывался въ древности Красными дверями.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893

Далее в том же источнике описываются некоторые особенные реликвии, хранящиеся в ризнице Успенского собора (на 1893 год):

Сосудъ, извѣстный подъ названіемъ «Августовой крабіи», крабницы, или крабчицы. Онъ сдѣланъ изъ яшмы съ финифтяной змѣйкой — символомъ вѣчности. По преданію, этотъ сосудъ принадлежалъ императору Августу и подаренъ восточнымъ императоромъ Алексѣемъ Комнинымъ великому князю кіевскому Владиміру Мономаху вмѣстѣ съ царскими регаліями: скипетромъ, бармами и вѣнцомъ. Сосудъ съ крышкой, несомненно, есть замѣчательная древность. Изъ него помазываютъ нашихъ государей мѵромъ при вѣнчаніи на царство.

Семь Евангелій. Первые два, весьма древніе, пергаментные, на греческомъ языкѣ. Третье, писанное самимъ св. Іоной-митрополитомъ, украшенное жемчугомъ. Четвертое — болгарскаго письма, въ золотомъ окладѣ, съ цѣльными драгоцѣнными каменьями по древнему обычаю. Пятое, писанное кистью красивымъ почеркомъ, съ искусной живописью, особенно въ заглавіи, — трудъ царевны Ирины Михайловны, тетки Петра Великаго. Шестое, въ богатѣйшемъ окладѣ, пожертвованное царемъ Ѳедоромъ Ивановичемъ. Седьмое, относящееся къ 1693 году, — даръ царицы Натальи Кирилловны. Это Евангеліе — единственное въ своемъ родѣ по богатству и огромности. Обѣ доски оправлены чеканнымъ толстымъ золотомъ съ алмазами, яхонтами и изумрудами необыкновенной величины, и на нихъ весьма искусно вырѣзаны изображенія святыхъ евангелистовъ и нѣкоторыхъ другихъ святыхъ. По приказанію императрицы Екатерины II окладъ этого Евангелія былъ оцѣненъ, и найдено, что онъ стоилъ тогда 200 тысячъ рублей (1770 г.) ...до 1812 года тутъ хранился и тотъ священный крестъ, который спасъ жизнь Петра Великаго, имѣвшаго его на себѣ во время Полтавской битвы; пуля, направленная въ грудь, остановилась въ крестѣ, гдѣ на краю лѣваго затвора и замѣтенъ былъ её слѣдъ. Онъ былъ четвероконечный, въ 5 вершковъ, обложенъ золотомъ съ драгоцѣнными каменьями и полученъ царемъ Ѳедоромъ Ивановичемъ съ Аѳонской горы. При нашествіи непріятелей его похитили.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893

История

Современность

Поздний СССР

1991

Успенский собор становится Патриаршим кафедральным. По отдельным дням в нем совершаются службы (с 1990).

1955

Собор открывается как музей. Только с этого времени начались серьезные исследования собора, а до того с самого 1918 года собор стоял закрытым и никому не нужным.

Революция

1923

Из Соловецкого монастыря прибывают серебряные чеканные кандила, висящие до сих пор перед иконостасом, а также некоторые иконы.

1918

В Успенском соборе последняя пасхальная служба: разрешив ее, Ленин решил опровергнуть слухи о разграблении и поругании кремлевских святынь.

1917

В Успенском соборе открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества; позже здесь произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина). Затем, когда большевики обстреливали Кремль, в Успенский собор попало несколько снарядов, были пробиты купола. Впрочем, разрушения оказались не очень большими.

Серебряный век

1914

Фирма И. П. Хлебникова отливает два больших парных подсвечника, а также позолоченные латунные пристенные иконостасы.

1913

Гробницы митрополитов и патриархов покрываются посеребренными латунными чехлами. В шатер для хранения священных реликвий кладут раку с мощами патриарха Гермогена.

1896

Коронация последнего российского императора Николая II и Александры Федоровны. Через несколько дней после коронации в ходе "народного праздника" произошла печально известная давка на Ходынском поле. Вообще, со времен Смуты основные события, происходившие в Успенском соборе, — это коронации монархов и похороны патриархов.

Великие реформы

1883

Коронация Александра III и Марии Федоровны. Александр III вступил на престол в 1881 после убийства его отца террористами, однако коронация состоялась только спустя два года. См. подробности здесь.

1882

При реставрации главного иконостаса Успенского собора обнаруживаются древние фрески алтарной преграды.

Николай I

1856

Коронация Александра II и Марии Александровны. По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831 гг., приостановил на 3 года рекрутские наборы, в 1857 г. ликвидировал военные поселения.

1854

В южной части Успенского собора размещают деревянные резные пристенные иконостасы.

1852

Академик Н. И. Подключников подновляет иконы.

1826

Коронация Николая I и Александры Федоровны. Коронационный альбом издан в Париже в 1827 и является библиографической редкостью.

Александр I

1817

Взамен уничтоженного французами центрального паникадила 1666 года мастер А. Гедлунг отливает по рисункам К. Росси паникадило «Урожай». Для него используют 328 кг серебра, отбитого у отступающих французских мародеров.

1813

Реставрация иконостаса Успенского собора.

1812

Император Александр I, приложившись к мощам, дал обещание отразить Наполеона. Правда, прежде чем царю удалось сдержать данное слово, Успенский собор, так же как и вся остальная Москва, был разграблен и осквернен. Правда, не целиком: нетронутой осталась серебряная рака святителя Ионы. С этим связано предание, берущее начало из рассказа Августина, викария московского: неприятели несколько раз пытались коснуться святыни, но были приводимы в трепет некой неведомой силой. Наполеон, узнав об этом, сам вошел в собор, но и его постигла та же участь. В итоге двери были заперты с такой поспешностью, что внутри остались даже собственные вещи французов.

1801

Коронация Александра I и Елизаветы Алексеевны. Торжественный въезд в Москву императорской четы состоялся при большом стечении народа. Современники вспоминали, что творилось нечто невообразимое: люди бросались на колени перед царем, целовали его сапоги и стремена его коня. Однако Александр, приветствовавший толпу, был печален и сосредоточен на своих мыслях, улыбался через силу. Его тогдашний друг А.Чарторыйский вспоминал: "Коронационные торжества были для него источником сильнейшей грусти … Я старался примирить его с самим собой, с той великой задачей, которая стояла перед ним … Но грызущий его червь не оставлял его в покое". Речь идет об убийстве отца Александра, Павла I. Манифест о короновании даровал народу ряд милостей, в том числе широкую амнистию и щедрую благотворительность. В память коронования была выбита медаль, на одной стороне которой была изображена колонна, увенчанная императорской короной, с надписью "Закон".

Екатерина II

1797

Коронация Павла I и Марии Федоровны (первая из шести подряд коронация супругов). В день коронации Павел I публично прочёл принятый новый закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола. Впервые были установлены правила регентства.

1762

Коронация Екатерины II, сопровождающаяся иллюминацией, фейерверками и массовыми гуляниями с маскарадом.

Временщики

1744

Крещение ангальт-цербстской принцессы Софии Фредерики Августы под именем Екатерины, впоследствии Великой.

1742

Коронация Елизаветы Петровны. Торжества длились в течение двух месяцев и отличались небывалой роскошью. В 1744 издан коронационный альбом, ставший шедевром русского граверного искусства.

1730

Коронация Анны Иоанновны. Издан роскошный гравированный коронационный альбом.

1728

Коронация Петра II (первая коронация по императорскому чину в Успенском соборе). В изданном по случаю торжества манифесте объявлялось об облегчении налогового бремени и о смягчении наказаний для осуждённых, 37 человек получили повышение в чинах, народ получил угощения, а «на Царицынском лугу был сожжён фейерверк».

Петр I

1724

Коронация Екатерины I по воле ее мужа, Петра I, за особые заслуги. Специально для этого случая была изготовлена первая в истории Российской империи корона.

1721

Венчание Петра и Екатерины.

«Наша любезнѣйшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точію въ семъ, но и во многихъ воинскихъ дѣйствахъ, отложа немочь женскую, волею съ нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче въ Прутской кампаніи съ турки, почитай отчаянномъ времени, какъ мужески, а не женски поступала, о томъ ведомо всей нашей арміи… »

Пётр I, Манифест о коронации супруги от 15 ноября 1723 года.

Ранние Романовы

1682

Коронация Ивана V и Петра I (уникальное двойное венчание на царство братьев-соправителей). После смерти болезненного царя Федора III Алексеевича встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Сторонникам Ивана Алексеевича было затруднительно поддерживать их претендента, который не мог царствовать из-за крайне слабого здоровья.

Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; в конце концов они выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

Затем выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей, а потом венчал их на царство.

1676

Коронация Федора Алексеевича Романова.

1654

По указанию патриарха Никона сооружается сохранившийся до наших дней иконостас.

1645

Коронация Алексея Михайловича Романова в возрасте 16 лет.

1643

Большая артель иконописцев произвела по прорисям старых изображений роспись стен собора, существующую и поныне.

1625

В собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Эту Ризу положили в сень-шатер.

1624

Изготовлена бронзовая сень-шатер для хранения плащаницы (но вместо этого там вскоре оказалась Риза).

1613

Земский собор в Успенском соборе. Это мероприятие должно было положить конец Смуте избранием нового царя и утверждением на престоле новой династии. После капитуляции поляков во многие города России были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — князей Пожарского и Трубецкого. Из разоренной России выборные съезжались долго, и в итоге собрались в Успенском соборе. Помимо Михаила Романова, на престол претендовали: польский королевич Владислав, шведский королевич Карл Филипп, Голицыны, Мстиславские, Куракины, Воротынские, Годуновы, Шуйские, Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, а также Марина Мнишек и ее сын от брака с Лжедмитрием II (Воренок). Заседания Собора продолжались долго и бурно, и в итоге на царство избран был Михаил Романов.

Смута

1606

Венчание на царство Василия IV Шуйского. Этот царь дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть в пользу бояр. Ранее в том же году отдельно коронована Марина Мнишек, что само по себе было ярчайшим проявлением Смуты.

1605

Венчание на царство Лжедмитрия I. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Русском царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил патриарх Игнатий, затем он же возложил австрийскую корону, вручил скипетр и державу. И наконец, в Архангельском соборе в приделе Иоанна Лествичника возле гробов Ивана Грозного и Фёдора Ивановича вновь возложил на самозванца «царский венец», одну из царских корон — шапку Казанскую.

1598

Венчание на царство Бориса Годунова. Он был избран Земским собором.

Иван Грозный

1584

Венчание на царство Федора I Иоанновича. Избран Земским собором.

1575

Иван Грозный венчает на царство татарина Симеона Бекбулатовича, сам же уходит в опричнину под именем князя Иванца Московского.

1560-ые

Святитель Филипп именно здесь отказывает в благословении Ивану Грозному, за что попадает в опалу. Впоследствии его мощи перенесены в Успенский собор.

1547

Первое венчание на царство в Успенском соборе (собственно, Ивана Грозного). Царский титул давал более высокий статус в дипломатических отношениях, он был эквивалентен императорскому титулу, в то время как великое княжество соответствовало великому герцогству. В этом же году в большом городском пожаре сгорел верх собора.

Великое княжество

1498

Первая коронация в Успенском соборе. Иван III короновал своего малолетнего внука Димитрия (как бы авансом). Этот сюжет заслуживает рассказа. Димитрий был родным внуком великого князя от его первого сына Ивана. В то же время диспозиция придворных партий была такова, что вдова этого самого Ивана, Елена, тайно покровительствовала ереси жидовствующих. На стороне Елены и ее сына Димитрия были все сильные бояре, но был и другой претендент — Василий, сын великого князя от второй его жены, Софьи Палеолог, которая из-за пафоса и властолюбия популярностью не пользовалась. После покушения на Димитрия, в котором подозревали Софью и Василия, чаша склонилась в пользу покушаемого, и он был коронован в Успенском соборе с пышными церемониями. Тем не менее, через год Димитрий и мать его Елена попали в опалу по еретическим делам, и в итоге царем стал Василий, отец Ивана Грозного.

1492

От удара молнии в соборе случился пожар. Это произошло в год, когда Колумб открыл Америку, а православные ожидали конца света (7000 год от сотворения мира).

1481

Предположительно, артель Дионисия расписывает собор. Оригинал росписи не дошел до нашего времени, но позднее был поновлен по копиям-прорисям, так что суть та же.

1479

Митрополит Геронтий освящает собор в присутствии Ивана III. Летописец характеризует новый собор так: «Бысть же та церковь чудна вельми, величествомъ, и высотою, и свѣтлостію, и пространствомъ; таковой же прежде того не бывало въ Руси, опричь Владимирскія церкви».

1475

Строительство собора не было простым. Великий князь пригласил мастеров из Пскова, но они отказались достраивать собор. Тогда по следам супруги, Софьи Палеолог, Иван III посылает в Италию за архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Писатель и краевед Рустам Рахматуллин написал мощное и захватывающее эссе, где тщательно реконструировал всю метафизическую мистерию, связанную с этой историей, мы же ограничимся сухими фактами. Аристотель Фиораванти на родине выполнял сложные инженерные работы для Милана и Венеции, но из-за расследования по делу о фальшивомонетничестве был вынужден отправиться в далекую Московию. Архитектор получил большое жалование, поселился около великокняжеского дворца и начал работы с быстрого сноса руин собора. Весь ход строительства подробно описан в летописях. В частности, использовались кирпичи, выработанные на новых заводах в Калитникове. В соборе сказалось влияние романской архитектуры, хорошо знакомой Аристотелю.

1474

Привлекать заморского архитектора пришлось потому, что когда собор, возводимый до того силами русских зодчих, был уже почти готов и оставалось только замкнуть купола, своды рухнули. По ним в это время разгуливал ввечеру сын князя Федора Пестрого, и вот злонравия достойные плоды. Истинная причина аварии заключалась в плохой извести и конструктивных ошибках, потому что русское зодчество после ордынского нашествия пребывало в глубоком упадке. Молва, однако, предпочла списать инцидент на землетрясение. Впрочем, инициировавший строительство митрополит Филипп скончался, не дожив до этого события.

1472

Митрополит Филипп для строительства нового здания Успенского собора нашел двух мастеров: «Ивашка Кривцовъ да Мышкинъ». Пока они работали над каменным собором, внутри здания сделали маленькую деревянную церковь, в которой совершилось бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог.

1470

В большом пожаре старый Успенский собор выгорел напрочь. Он уже и до этого обветшал («уже деревии толстыми комары подпираху»), а после пожара и вовсе пришлось строить его заново. После этого митрополит Филипп задумал построить новую версию собора по образцу «Владимерской святой Богородицы», но крупнее его. С этой целью Филипп наложил на всех попов и монастыри «тягину велику» для сбора средств, а многие знатные люди и сами жаловали взносы «на церковное создание».

1459

К Успенскому собору пристроен третий придел, Похвалы Богородицы, в благодарность чудесному спасению Москвы от нашествия хана Саид-Ахмета. Этот хан был основателем Большой Орды. За 10 лет до упомянутого чуда он не смог дойти до Москвы, будучи разбит на Пахре служилыми татарами хана Касима — основателя небезызвестного Касимовского ханства. В 1455 году Саид-Ахмет снова попытался вторгнуться, но был разбит под Коломной. Наконец, в 1459 году сам он был в почетном плену в Литве, а его татары опять пошли на Москву, но они не смогли перейти Оку, потому что на другом берегу их ждала армия Ивана III, который тогда еще был молодым наследником престола.

1440

«Великое торжество православия». «Великий князь Василий Васильевич один, среди онемевших бояр и народа, восстал против козней митрополита Исидора». Этот Исидор привез грамоту VIII Флорентийского собора и попытался в явочном порядке учредить унию православия и католичества под властью Папы Римского, однако среди службы, не дожидаясь итога, московский князь обозвал Исидора еретиком и выгнал его из собора. Грамота была признана еретической, митрополита заточили в Чудов монастырь, откуда тот, впрочем, сбежал, чтобы продолжить плодотворную работу в лоне католической церкви и в конце концов умереть в Риме.

Удельное княжество

1326

Тогда, при князе Иване Калите, в Москве стали водиться кое-какие деньги, город начал обстраиваться каменными храмами, и одним из первых храмов стал Успенский собор. Его в 1326 году в присутствии великого князя заложил митрополит Петр, который там же заложил и свою могилу, в которую лег через полгода. Важно, что строительство собора предварялось, образно говоря, «обетованием Москвы»: «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Через год после закладки (уже после кончины Петра) собор был закончен. Тогда он представлял собой небольшой храм с трехчастными апсидами и двумя приделами (Дмитрия Солунского и Поклонения веригам апостола Петра). Считается, что этот собор был похож на Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Конец XIII в.

В это время здесь находился небольшой каменный трехапсидный храм с двумя приделами. От него остались фрагменты кладки и часть стены.

Начало Москвы

XII в.

В культурном слое этого периода под собором находится кладбище, что дает основание предположить, что и тогда уже здесь была церковь.

Источники

  1. Романюк С.К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  2. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  3. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

Моссфера

Яндекс.Метрика