Моссфера

Кремль — Дворцовый квартал

Верхоспасский собор и Теремные церкви

Мистический храмовый комплекс, малое подобие Иерусалима под уникальной одиннадцатиглавой крышей

Описание

Облик

Внутри эффектной постройки нашлось место для Верхоспасского собора и трех Теремных церквей: Екатерининской, Распятской и Воскресенской. Как и в Теремной дворец, попасть сюда невозможно, потому что это режимная территория. Мы предлагаем воображаемую прогулку на основе чертежей, явленных Интернету легендарным краеведом Ал. Можаевым.

Начнем во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца. Из него можно пройти в Золотую Царицыну палату. Пересечем ее, пройдем несколько шагов по Желтому коридору Теремного дворца. Мы в церкви Екатерины. К ней прилегает трапезная.

Вернемся во Владимирский зал, поднимемся из него на Верхоспасскую площадку. Налево будут палаты Теремного дворца, а направо, за расписными решетками, — трапезная Верхоспасского собора. Из нее можно пройти в две соединенные между собой церкви — Спаса за Золотой Решеткой и придел Иоанна Белоградского.

Если подняться на хоры Верхоспасского собора, то там будет Распятская церковь. Из нее можно пройти в Портретный коридор Теремного дворца. Из коридора, в свою очередь, можно спуститься этажом ниже, и там будет церковь Воскресения Словущего.

Соберем теперь все в цельную картинку.

Цокольный этаж: подклеты Золотой Царицыной и Жилецкой палат, а также Екатерининской церкви.

Первый этаж: собственно, Золотая Царицына палата с сенями, Екатерининская церковь с трапезной.

Второй этаж: Верхоспасский собор (церковь Спаса за Золотой Решеткой, придел Иоанна Белоградского, трапезная), церковь Воскресения Словущего.

Третий этаж: Распятская церковь.

Все это находится под общей одиннадцатиглавой кровлей. Барабаны главок покрыты изразцами. Довольно хитрое сооружение, не правда ли? О таких говорят: храм-город. Это неслучайно, ведь Верхоспасский собор — малое подобие Иерусалима!

Мистицизм

Изначально при постройке собора такой глубины смыслов не планировалось. Их появление — заслуга царя Федора Алексеевича, который правил недолго и был слаб здоровьем. Умом, однако, он был далеко не слаб.

Разберемся по порядку, начиная с храмовых посвящений. Церковь Екатерины — в честь святой, жившей в начале IV века в Александрии (праздник отмечается 7 декабря). Энциклопедически образованная богатая красавица, умело обращавшая в христианство элиту общества. На этой почве вырос неразрешимый конфликт с императором Максимином, который сначала хотел раскрошить девушку двумя колесами с металлическими шипами, но потом просто отрубил голову. Правда, историк Петр Преображенский выдвинул гипотезу, что Екатерина — это на самом деле Гипатия Александрийская, биография которой во многом совпадает с житием Екатерины, кроме того факта, что она была язычница, а заживо раскрошили ее на куски христиане.

Верхоспасский собор имеет несколько вариантов названия: собор в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый, Церковь Спаса за Золотой Решеткой. Расписная позолоченная медная решетка отделяет храм от Верхоспасcкой площадки Теремного дворца, а что касается сеней, то сени Золотой Царицыной палаты находятся непосредственно под собором, а сени Теремного дворца — по другую сторону Верхоспасской площадки.

Спас Нерукотворный — это тип изображения Христа, восходящий к легендарному отпечатку лика Спасителя на холсте (убрусе). Эдесский царь Абгар Уккама, тяжело заболев, через своих людей пригласил Иисуса приехать и исцелить его, но Иисус отказался, потому что миссия Его в Иерусалиме. Тогда царь отправил художника написать портрет Христа, а Христос, увидев это, просто приложил к лицу убрус, и там отпечаталась икона.

По легенде, Абгар исцелился и принял христианство, а Нерукотворный образ повесил над воротами Эдессы. Преемники Абгара вернулись в язычество, и икону для сохранности замуровали. Через несколько веков, во время персидского нашествия, открыли кладку, и обнаружили икону сохранной, и лампаду горящей, и на черепице отпечатался еще один нерукотворный образ.

Праздник установлен на 29 августа, на другой день после Успения Богородицы. На Руси этот праздник известен как Ореховый (или Хлебный) Спас. А приурочена эта дата к переносу Нерукотворного Образа в Константинополь после того, как жители Эдессы откупились этой реликвией от осаждавших город византийцев.

Придел Иоанна Белоградского посвящен трапезундскому мученику, жившему как раз в то время, когда в Москве правил Иван Калита. Это впечатляющая история, наполненная зубодробительным средневековым колоритом. Да и Белгород не какой-нибудь, а Днестровский, известный более в истории под названием Аккераман. Мы это расскажем отдельно в нашем паблике.

Церковь Воскресения Словущего. Полное название посвящения: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Отмечается 26 сентября и предшествует празднику Воздвижения Креста Господня. Праздник установлен в память о строительстве и освящении в 335 году Храма Гроба Господня на Голгофе. Место распятия нашла Елена, мать римского императора Константина Великого, основателя Византии.

Настоящее Воскресение — это Пасха, а Обновление храма — это Воскресение Словущее, то есть слывущее таковым.

Распятская церковь посвящена Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник: 27 сентября. Спустя около 300 лет после распятия императрица Елена нашла на Голгофе три креста. Крест Иисуса определили по исцелению им больной и воскрешению мертвого. Спустя еще 300 лет персы разбили византийцев, заняли Иерусалим и увезли крест. Лишь спустя 14 лет, когда ромеи взяли реванш, крест удалось вернуть и вновь воздвигнуть в Храме Гроба Господня.

Таким образом, эти две Теремные церкви воспроизводят структуру Храма Гроба Господня. Но вернемся к Федору Алексеевичу. Будучи сторонником патриарха Никона, царь много времени проводил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, а это «великое подобие» Храма Гроба Господня. Впечатленный символизмом Нового Иерусалима, царь пожелал и у себя во дворце сотворить «малое подобие».

Помимо храмовых посвящений, замысел включал сооружение модели Голгофы в коридоре между Теремными церквами, с алебастровым крестом и распятием в натуральную величину. После смерти Никона Федор Алексеевич строит Вертоград (т.е. сад) с Гробом Господним, но не доживает до завершения работ. Буквально пару лет после этого существует в Кремле своего рода живая икона Нового Иерусалима, но потом Голгофу разбирают, а крест и распятие переносят в Теремные церкви и используют по отдельности.

Картинки подписаны и кликабельны.

История

Поздний СССР

1960-ые

Реставрация Верхоспасского собора и Теремных церквей.

1957–1958

Реставрация одиннадцатиглавия.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тоталитаризм

1950

При реставрации церкви Ризоположения открыты две древние апсиды Екатерининской церкви.

1940-ые

Реставрация.

1920-ые

Реставрация.

Революция

Ноябрь 1917

После штурма Кремля красноармейцы разоряют Верхоспасский собор.

Картинки подписаны и кликабельны.

Серебряный век

1903

Николай II с семьей служит всенощную и пасхальную заутреню.

Великие реформы

1882

Подрядчик Веденев разбирает и обновляет терракотовые украшения и кирпичную кладку 11 глав Верхоспасского собора.

1870

Капитальный ремонт одиннадцатиглавия с крестами. Эти главы полностью разбирают, бережно подновляют и собирают обратно. Работы ведут Коротков, Кашин и Власов.

Николай I

1856

Подрядчики Челноков, Канатчиков и Головин устраивают в Верхоспасском соборе дверные переходы на месте печи. В преддверии коронации Александра II благочинный протоирей Петр Покровский указывает подрядчику Барклунду продуть мехами и вычистить иконостас и всю серебряную утварь. Кроме того, мебельщик Эрнст Блехман чинит кресла и стулья и делает дополнительные новые, набивая их конской гривой (это вам не поролон).

Перед самой коронацией цеховой Лукьянов шьет облачения, причем среди прочих тканей на это дело уходят остатки голубого муара, которым обит Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Обошлось это недешево, но зато Верхоспасский собор, наконец, приобрел поистине достойный вид.

Подрядчик Ефимов чистит иконостас и сами иконы Екатерининской церкви, а Генрих Бееркленд (тот же Барклунд?) чинит множество металлических изделий в Теремных церквах, не только Екатерининской. В Воскресенской церкви тоже косметический ремонт.

1854

Художник Петенкин переписывает в Екатерининской церкви две свои собственные иконы, поврежденные сыростью.

1849

Подрядчик Федотов обивает железом деревянную вентиляционную трубу на крыше Верхоспасской площадки. Подрядчик Бутин выравнивает пол Екатерининской церкви и нового коридора в Патриарший дворец. Художники Шер и Петенкин подновляют иконы Воскресенской церкви.

1848

Вильгельм Крумагель адаптирует для церковных нужд переданную из Теремного дворца позолоченную люстру.

1847

Освящение Екатерининской церкви после реставрации.

1846

Подрядчик Покрушин делает двойную сосновую дверь с Верхоспасской площадки в Чугунный коридор. Подрядчик Челноков пробивает три роскошные резные белокаменные арки в Трапезную, а некий художник по фамилии Колумба дополняет эти проходы позолоченной решеткой.

Также Челноков кладет новый пол в двух этажах над трапезой, а в ней самой это делает подрядчик Битюгов. Подрядчик Сантино Кампиони укладывает мраморные подоконники в храме, а резчик Сафонов исправляет кое-что в иконостасе. Кампиони — это, вообще-то, известный скульптор итальянского происхождения. Видимо, его мастерская не гнушалась и прозаическими заказами типа подоконников.

Параллельно Петенкин с помощниками создает комплект картин маслом для Екатерининской церкви. Как видим, в православном храме уместна не только иконопись и стенопись, но и живопись.

Там же проводятся разные мелкие работы типа установки подоконников, драпировки стен малиновым сукном и атласом и прочая декорация.

Резчик Софронов поправляет кое-что в иконостасе церкви Воскресения Словущего.

1845

Подрядчик Челноков берется за каменные работы в Екатерининской церкви (опускание пола, изготовление каменных ступеней), художник Тер (тот же Шер?) создает новый иконостас с престолом и жертвенником, а художник Петенкин пишет комплект икон «в древнем стиле».

Тем временем подрядчик Амилаев делает лепные украшения по сводам и стенам, а подрядчик Покрушин — новые окна и двери, а также паркет, добытый в Грановитой палате (там положили новый).

1844

Константин Тон составляет проект нового иконостаса для Екатерининской церкви, однако Николай I указывает, что в таком древнем храме иконостас тоже должен выглядеть «под старину». Тогда новый рисунок делает Федор Солнцев.

1843

По поручению барона Льва Боде архитектор Николай Чичагов составляет смету на реставрацию Екатерининской церкви. Это был весьма дорогостоящий проект, но зато качественный, особенно по контрасту с текущим упадком храма.

1838–1842

Полная реставрация церкви Воскресения Словущего. Участвуют купцы Челноков, Прибылов и Максимов, художники Малахов и Киселев, подрядчица Бандерина (она у себя в имении добывала собственный мрамор) и др.

1840

Роспись церкви Воскресения Словущего. Делают новую печь для Верхоспасского собора. Устраивают лестницу для входа от Екатерининской церкви в галерею Воскресенского храма.

1839

Верхоспасская площадка становится крытой и оформляется изнутри теми же изразцовыми фризами, что украшают фасады Теремного дворца.

Делают новую лестницу в Терема. Подрядчик Челноков готовит для нее каменные ступени с резным орнаментом, разбирает старое наружное крыльцо и расписывает стену вокруг новой двери. Слесарь Соловьев делает новую створчатую железную дверь, а расписывает эту дверь художник Подиани.

1838

Архитекторы Иван Мироновский и Николай Чичагов в ходе строительства Большого Кремлевского дворца разбирают Боярскую площадку и лестницу, прилегавшую с ее стороны к Верхоспасскому собору.

Коридор Распятской церкви расписывают генеалогическим древом Романовых, теперь он называется Портретный коридор (см. Теремной дворец).

Итак, мы пробились через частокол фамилий и восстановительных работ, а теперь погрузимся в пучину разрухи и безобразия. Как вы можете судить по объему ремонта, состояние Теремных церквей было просто убийственным. Под равнодушным взглядом дворцовых чиновников они разрушались целое столетие.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1818

В Екатерининской церкви прекращается богослужение и упраздняется причт, потому что ее приписывают к Верхоспасскому собору. Запустение усиливается.

1817

По просьбе Августина, викария московского, князь Юсупов отпускает средства на ремонт Екатерининской церкви (штукатурка, окна, пол).

1814

Составление сметы для ремонта Верхоспасского собора после французского разорения. Продают лом серебра, и на вырученные деньги чинят киоты и оклады икон, выстилают пол, исправляют фрески, ремонтируют крышу и окна.

Пономарь Екатерининской церкви Федор Иванов обворовывает собственный храм, за что его ссылают на каторгу в Нерчинск.

1813

Распечатывание Верхоспасского собора после войны. Комиссия духовных училищ выделяет средства на ремонт, однако работы долго не начинаются, потому что не нашлось мастера, который мог бы составить смету.

1812

Основная церковная утварь Верхоспасского собора заблаговременно эвакуируется в Вологду, поэтому французским захватчикам достается лишь немногое. Иконостас уцелел, но мародеры разламывают царские врата и жертвенник, оставив на нем обглоданные кости и хлебные крошки. В церкви и трапезной стоят кровати и валяются повсюду пустые бутылки.

Французы обчищают и Екатерининскую, и Воскресенскую церкви при всей их ветхости и разрухе. А вот Распятская церковь осталась нетронутой.

Екатерина II

1798

Прусский слесарь Яков фон Роге обновляет медные листы на 11 главах Верхоспасского собора.

1796

Архитектор Матвей Казаков осматривает Верхоспасский собор и показывает, что галерея, столбы, арки и своды опасно обветшали. Их временно укрепляют простыми бревнами.

1788

Дворцовый комиссар выявляет, что Григорий Меркулов — знатный бракодел, за два года не то что краска сошла, а и самая штукатурка отвалилась.

1786

Григорий Меркулов окрашивает собор медной ярью, но плохо.

1779

Протопоп Левшин поднимает вопрос о наружном ремонте Верхоспасского собора, и архитектор Карл Бланк выявляет, что изразцы сгнили от сырости, да и вообще фасад осыпается на глазах. Кресты покосились, оконные решетки отвалились и т. д. А в Распятской церкви железные связи вытянулись из стены и погнули иконостас, представляете?!

1777

Матрона Салтыкова берет под покровительство Верхоспасский собор и организует, наконец, нормальную реставрацию фресок. Вдохновленный этим, протопоп Левшин обращается к брату своему митрополиту Платону, и тот с радостью разрешает сделать новый иконостас, каменный пол и новое окно в западной стене трапезной, чтобы через него не шла больше сырость, систематически губившая стенопись.

А вот отчаянные просьбы священника Иосифа Иванова о ремонте Екатерининской церкви, из которой уже кирпичи начали вываливаться, остаются без ответа.

1768

Учреждение «Экспедиции кремлевских дворцовых строений». Увы, это ведомство тоже не справилось с эпохальной задачей ремонта Верхоспасского собора и Теремных церквей.

1766

Священники Симеон Кузьмин и Василий Федоров рапортуют, что Екатерининская церковь буквально сгнила заживо, но контора денег не дает.

1764

Екатерина II указывает коллегии экономии выделить деньги на содержание дворцовых церквей, однако средства то ли разворовываются, то ли не выделяются вовсе, и даже после повторного высочайшего указа главная дворцовая канцелярия ограничивается только осмотром церквей и формальной отпиской.

1762

Коронационная комиссия Екатерины II поручает дворцовой конторе все-таки отремонтировать кремлевские церкви, однако контора отказывается, ссылаясь на отсутствие денег, да и вообще это, мол, компетенция Оружейной палаты и гоф-интенданта.

Тогда обер-гофмейстер граф Мартын Скавронский объясняет императрице положение вещей. Скавронский рекомендует передать дворец со всеми церквами ведомству генерал-поручика Ивана Бецкого, а утварь — оружейной и мастерской палатам. Но не тут-то было.

Тем временем протопоп Алексей Дионисьев пишет в дворцовую канцелярию, чтобы к коронации починили окна и, главное, стенопись, ибо Поспелов опять накосячил и все отваливается. Но чиновники денег на это не дают. Что за Поспелов такой? А вот скоро узнаете.

Екатерининская церковь тем временем тоже разваливается и гниет. Контора присылает только несколько облачений перед коронацией, ибо в ветхих облачениях службу вести запрещено.

Временщики

1758

Из Санкт-Петербурга возвращается на свое место лист с кровли Верхоспасского собора, потому что через железную заплатку начала протекать влага. Лист удалось вернуть после многолетней бюрократической переписки. Вы спросите, зачем вообще увозили лист? Скоро узнаете!

1756

Архитектор Иван Мичурин осматривает Верхоспасский собор и заключает, что за 25 лет ничего толком не исправлено, несмотря на попытки. Это относится и к Теремным церквам. Тогда под крышей деревянные стропила заменяют железными, а злополучный подрядчик Поспелов снова обновляет фрески, и снова недоброкачественно.

1754

По распоряжению барона Черкасова (не путать с князьями Черкасскими) с купола Верхоспасского собора снимают золоченый лист и отправляют его в Санкт-Петербург как образец для кровли храма новоустроенного там Воскресенского монастыря. Вот что за дело с тем листом.

1753

Верхоспасский собор, как и все старые дворцовые здания, переходит в ведение гоф-интендантской конторы, а дворцовая канцелярия теперь заведует только новыми зданиями. При этом денег на содержание того и другого никому не дают.

Вразумленные братья Поповы чинят в Екатерининской церкви местные иконы и оклады на них. Да, не Поспеловым единым полнится штат халтурщиков…

1752

Артель Сергея Городкова обновляет иконы Верхоспасского собора. Священник Василий Алексеев жалуется, что написанные братьями Поповыми иконы никуда не годятся, потому что писаны «красками самыми подлыми», всякими белилами, чернилами и т. д.

Нерадивые иконописцы получают от дворцовой канцелярии суровое воздаяние:

«…за несущественное того образа написаніе бить плетьми нещадно, и тотъ образъ для переправленія и исправнаго написанія отдать имъ по-прежнему, и какъ переправятъ, внести въ контору, а таковыя краски, каковы въ написаніи онаго образа употреблены въ отпускѣ были, справивъ доложить немедленно».

1749

Елизавета Петровна выделяет бригадиру Афанасию Давыдову значительную сумму на ремонт кремлевских церквей, однако дело не идет, а деньги, видимо, разворовало дворцовое ведомство.

1745

Священник Гавриил Федоров просит дворцовую контору написать новые иконы для Екатерининской церкви, потому что работа Поспелова оказалась халтурой, и все облупилось. Иконостас подновляют дворцовые иконописцы Николай и Владимир Поповы.

1742

Князь Трубецкой устно распоряжается о небольшом ремонте в Верхоспасском соборе. Ремонт этот примечателен нечаянным обрушением золоченого фигурного паникадила. В этом же году подрядчика Поспелова изобличают в недоброкачественном ремонте стенописи, которая начала отваливаться. Поспелов вынужден исправлять брак за свой счет.

1739

По приказу Анны Иоанновны в оружейной палате ставят пробу на золото и серебро из ризницы Верхоспасского собора, пострадавшей в Троицком пожаре. В тот же год заново освящают Екатерининскую церковь.

Исправляются многие ветхости в церкви Воскресения Словущего. В Распятскую церковь возвращают отремонтированный иконостас.

1738

Анна Иоанновна негодует на затягивание ремонта дворцовых церквей. В итоге дворцовое ведомство проводит поверхностный ремонт. В Екатерининской церкви подрядчик Яков Поспелов ремонтирует иконостас. Деревянные переходы между Рождественской и Екатерининской церквами заменяют на каменные.

1737

Троицкий пожар уничтожает крышу Верхоспасского собора, которую после этого покрывают листовым железом и окрашивают. Увы, сгорает также соборная ризница с расплавлением золотых и серебряных изделий и повреждением драгоценных камней. Драгоценности нашли среди сора на полу.

В Екатерининской церкви сгорает пол, окна, двери, почти вся утварь и иконостас трапезной. В том же году в там стелют новый пол и составляют смету для всех остальных ремонтных работ, так как богослужение после пожара стало вести решительно невозможно.

В Распятской церкви погорело крыльцо, а иконостас пришлось разобрать.

1736

Императрица Анна Иоанновна забирает инкрустированные сосуды и кадило из Верхоспасского собора в придворный Сретенский собор Санкт-Петербурга.

1733

Подрядчик Поспелов обновляет иконы и фрески, а подрядчик Родионов штукатурит, чинит печи и крышу. Только вдумайтесь: Поспелов после этого 29 лет копается с заказом, и все никак нормально его не выполнит!

1732

Второй именной указ Анны Иоанновны графу Семену Салтыкову о ремонте дворцовых церквей. Дворцовая контора возобновляет поставку дров в печи Верхоспасского собора.

Часть утвари из церкви Воскресения Словущего забирают в Санкт-Петербург на освящение Петропавловского собора.

1731

Интендантская контора начинает ремонт, который состоит в «починке одной стены в трапезной части храма и покрытии оной кровлею с окраскою в два раза мумией и подмазкой свода в трапезе же». Во время этой работы в трапезе поселяют троих солдат, отчего «богомольцам было немалое утеснение».

1730

Осмотр Верхоспасского собора: сгнили окна, двери, печи, трубы и пол, осыпалась стенопись. В Предтеченской церкви деревянная резная надпрестольная сень сгнила. В Екатерининской церкви совсем протекла крыша.

Первый именной указ Анны Иоанновны о ремонте дворцовых церквей. Тем временем оптимистично настроенный протопоп Иван Семенов пишет графу Салтыкову, что иконы прогнили, да и неплохо бы убрать чулан, примыкающий к трапезной: он только тесноту создает.

1726

Дворцовая контора перестает выделять дрова для обогрева Верхоспасского собора.

Петр I

1723

Небрежный косметический ремонт Верхоспасского собора дворцовой конторой.

1722

Осмотр Верхоспасского собора, Предтеченской, Воскресенской, Распятской и Екатерининской церквей выявляет массу неисправностей.

1714

Петр I забирает в Санкт-Петербург некоторую утварь Верхоспасского собора, но не находит ей применения, и предметы возвращаются в Москву.

1708

Художник Василий Познанский обновляет фрески Верхоспасского собора.

1701

Разрушительный пожар: поврежден Верхоспасский собор и Теремные церкви. Эта дата — водораздел истории между эпохой неутомимого строительства и украшения и эпохой утомительного запустения.

1696

Вместе с Теремным дворцом сгорает и Верхоспасский собор.

1695

Патриарх в присутствии царя служит литургию в Екатерининской церкви. Здесь это бывает нередко: петровские реформы еще не начались…

1690

К Пасхе вычищают иконостас церкви Воскресения Словущего.

Ранние Романовы

1682—1696

Где-то между этими датами придел Иоанна Белоградского переосвящают в честь Иоанна Предтечи, так как это покровитель взошедшего на престол Ивана V, а Иоанн Белоградский — покровитель царевича Ивана Михайловича, который к этому времени давным-давно умер в детстве.

1688

Оружейная палата производит четыре железных гонтаба (на чем привешиваются лампады) для местных икон Екатерининской церкви, Дорофей Ермолаев золотит киот над местной иконой св. Екатерины, а Кирилл Уланов пишет новый местный образ — Покров Пресвятой Богородицы.

К Пасхе этого же года вычищают полностью интерьер, Лука Смольянинов и Григорий Адольский пишут по атласу Богородицу и Иоанна Богослова. После этого Екатерининскую церковь заново освящает патриарх.

Попутно аналогичные работы проходят в церкви Воскресения Словущего. Лука Смольянинов расписывает двери, причем одну из них — пророчицами-сивиллами.

1687

Делают новый резной деревянный иконостас для Екатерининской церкви, два расписных клироса, две ризницы и шесть аналоев. Пишут местные иконы св. Николая, преп. Сергия Радонежского, св. Алексия Митрополита и преп. Варлаама Хутынского. Мебель расписывал во «фрукты, ленчафты и травы» Евтихий Богданов, а Карп Золотарев расписывает резной иконостас в трапезной. Ленчафты — это ландшафты.

Для Распятской церкви делают, собственно, распятие. Это крест с горельефным изображением Христа, по замыслу — модель того самого Креста в масштабе 1:1. И сделан-то он, как и оригинал, «из трех дерев: кедра, певга и кипариса». Что такое певг — это отдельная история, мы как-нибудь коснемся ее в паблике.

1686

Иван Максимов расписывает образами двери Екатерининской церкви, как царские, так и обычные. Тихон Филатьев пишет новую местную икону святой Екатерины.

В Воскресенской церкви Дорофей Ермолаев делает небольшой ремонт.

1684

Закройщик Гераська Григорьев обивает царское место Верхоспасского собора гладким золотным атласом.

1683

Пока внизу своды Золотой Царицыной палаты укрепляли перететивьями, наверху алтарь Верхоспасского собора покрывается белым железом.

1682

Достроена паперть церкви Екатерины с видом на сад.

Дорофей Ермолаев реставрирует иконостас и сень над плащаницей в Воскресенском храме.

Осип Старцев завершает церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, известную также как Распятская. Церковь возвышается в уровень с кровлей Грановитой палаты, так что к ее алтарю был ход с этой кровли. Карп Золотарев делает медный чеканный иконостас.

Василий Познанский пишет нестандартные образа:

«Образа эти вышиты, лица написаны на холстѣ, а драпировки составлены изъ разноцвѣтной шелковой ткани, наклеенной на доски».

Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.

В этот же год в алтаре Воскресенской церкви во время Стрелецкого бунта укрывается Афанасий Кириллович Нарышкин, брат царицы Натальи, дядя Петра I:

«Онъ по указанію царицына карлика Хомяка былъ схваченъ стрѣльцами, разсѣченъ на части предъ самыми дверьми храма и брошенъ на площадь».

Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.

1681

Евдокиинская церковь после ремонта освящается заново в качестве церкви Воскресения Словущего. В приделе Иоанна Белоградского живописец Дорофей Ермолаев расписывает три ступени, амвон и печь. Здесь же в этот год приобщился святых тайн царь Федор Алексеевич.

Но главное дело Федора Алексеевича — сооружение Вертограда с Господним Гробом. Степан Заруцкий делает своды и стены небольшой каменной палатки: «из алебастроваго камени, цветные, с розными краски». Вертоград стоит между церковью Распятия и деревянными комнатами царя.

Федор Алексеевич тяжело болеет и торопит строителей (они работают даже по ночам), но все равно не доживает до окончания проекта. После смерти заказчика проект останавливается, и позднее Вертоград разбирают.

1680

Общая 11-главая кровля. Обновление фресок Верхоспасского собора. Составлены подробные описи стенописи.

Под наблюдением Симона Ушакова обновляются фрески в приделе Иоанна Белоградского. Иконописец Исаия Ананьин со товарищи «пишет по полотну херувимы», а живописец Петр Карпов, опять же со товарищи, пишет на полотнах апостольские проповеди. В Евдокиинской церкви разные столярные и живописные работы.

В узком коридоре между приделом Иоанна Белоградского и Евдокиинской церковью Дорофей Ермолаев сооружает «Голгофу, где быть страстям Господним». Это белокаменная «пещера», расписанная «черепашным аспидом», т. е. под мрамор, Иваном Салтановым, Иваном Безминым и Иваном Мировским. Старец Ипполит вырезает кипарисовое распятие и ставит его на вершину этой «горы». Карп Золотарев золотит крест, а Иван Салтанов расписывает.

«Пещера» украшается алебастровыми колоннами. Среди них, напротив Голгофной горы, ставят плащаницу, или Гроб Господень, и над все этим висят на проволоках 60 расписных алебастровых херувимов с золочеными венцами и крыльями. Кроме херувимов, у Гроба Господня висят стеклянные лампады (а стекло тогда было редкостью).

Иван Салтанов пишет картины: «Сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение» и «Христос явися Марии Магдалине». Они стоят у стен рядом с Голгофой.

1679

Капитальный ремонт придела Иоанна Белоградского. Жалованный живописец Федор Евтифиев со товарищи пишет массу новых икон. Позволим себе, кроме того, колоритную по слогу цитату:

«Иванъ Безминъ писалъ стѣну аспидомъ по черепашному и въ томъ же храмѣ написалъ 600 дубовыхъ кирпичей чернымъ и зеленымъ аспидомъ, и тѣмъ кирпичемъ былъ выстланъ полъ церкви для государскаго пришествія».

Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.

Иван Салтанов заново расписывает стены Евдокиинской церкви. Симон Ушаков и Исаия Ананьин пишут несколько икон, а Васька Осипов расписывает двери храма.

1678

Верхоспасский собор обновляют и расписывают снаружи, со стороны алтарей, «аспидом розными цветами» (под мрамор). Над приделом Иоанна Белоградского надстраивают церковь Распятия.

Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов делают резной деревянный иконостас в Евдокиинской церкви, пока другие 5 мастеров устанавливают новые окна и двери. Симон Ушаков и Исаия Ананьин, в свою очередь, пишут полный комплект икон.

1677

Патриарх Иоаким освящает обновленный Верхоспасский собор. Иконописцы во главе с Никифором Бовыкиным капитально обновляют иконостас в приделе Иоанна Белоградского.

Ивашка да Матюшка Афанасьевы ремонтируют стены Евдокиинской церкви.

1676

Капитальное обновление Верхоспасского собора. Живописных дел ученик Иван Мисюков слегка обновляет иконостас в приделе Иоанна Белоградского.

1675

В Евдокиинской церкви литургия с весьма представительным кремлевским составом: патриарх Иоаким, протопопы Успенского, Рождественского и Верхоспасского соборов, ключник Благовещенского собора плюс священники Рождественского собора и самой Евдокиинской церкви.

1673—1674

Симон Ушаков реставрирует иконы из Евдокиинской церкви.

1670

Установка Золотой решетки. Вонифатий и Семен Козьмины пишут новые иконы «мелочным письмом» для Верхоспасского собора. Иван Безмин расписывает клиросы Екатерининской церкви.

1668

В Верхоспасском соборе служат три патриарха, причем в этот год такая служба происходит неоднократно.

1667

Афанасий Иванов и Семен Андреев левкасят и расписывают северную дверь Екатерининской церкви, а Филипп Павлов продолжает починку иконостаса.

Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский служат литургию в Евдокиинской церкви.

1666

В Верхоспасском соборе крестят царевича Ивана Алексеевича.

1665

Крещение царевича Симеона Алексеевича в Екатерининской церкви.

1664

Обновление иконостаса Екатерининской церкви: Симон Ушаков и дворцовый плотник Осип Иванов работают, а «самопальный Иван Алексеев» надзирает.

Кормовой иконописец Иван Владимиров со товарищи в Евдокиинской церкви «расписывает травы», а Симон Ушаков со своими людьми пишет комплект икон и фресок.

1663

Реконструкция Верхоспасского собора, Никита Тарутин пристраивает трапезную.

1662

Крещение царевны Феодосии Алексеевны в Екатерининской церкви.

1661

В Верхоспасском соборе крестят царевича Фёдора Алексеевича.

1660

Станислав Лопуцкий пишет царское место в Верхоспасском соборе. Савка Иванов расписывает 2 подсвечника в Екатерининской церкви. Маленькое пояснение: царское место — это небольшое сооружение, где молится царь. К царским вратам не имеет отношения, потому что там Небесный Царь, а здесь — обычный, земной.

Крещение царевны Марии Алексеевны в Екатерининской церкви.

Симон Ушаков со товарищи расписывает царские двери в Евдокиинской церкви, а кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотит иконы. Подходящая кличка для иконописца, однако. Не Полубесом единым, как говорится. Кроме того, в тот же год стены Евдокиинской церкви обиваются красным сукном.

1655—1656

Павел Алеппский посещает Евдокиинскую церковь, принимает участие в службе в честь св. Евдокии и в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву» пишет о храме так:

«Мы прибыли, поднялись в церковь и служили в ней вместе с патриархом московским и архиепископом сербским, в присутствии царя и некоторых его приближенных, а также царицы и сестер царя, которые стояли в нартексе; дверь заперли за нами, чтобы никто не входил, и они смотрели на нас из-за решетки и маленьких окон. Эта церковь очень мала, древней постройки и ее купол позолочен. Церковь эта предназначена для царя в зимнее время».

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву».

1654

В Екатерининской церкви упраздняется придел преп. Онуфрия.

Повторное освящение Евдокиинской церкви после ремонта.

1653

Повторное освящение Евдокиинской и Екатерининской церквей после ремонта. Вероятно, освящает их сам патриарх Никон.

1637—1638

Два торжественных выхода царя Михаила Федоровича в придел Иоанна Белоградского.

1635—1636

Команда мастеров (Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков) строит Верхоспасский собор с приделом Иоанна Белоградского. Эти же мастера параллельно строят Теремной дворец. В сущности, это единый комплекс.

1628

Освящение церкви Екатерины в присутствии царя и царицы. Эта церковь соединялась первоначально с церковью Ризоположения лестницей и темным переходом, а также примыкала к Золотой Царицыной палате.

1627

Английский архитектор Джон Талер после пожара строит каменную церковь Екатерины взамен сгоревшей деревянной.

В честь второй супруги царя Михаила Федоровича, Евдокии Лукьяновны, устраивают церковь Евдокии, что у Государыни Царицы на Сенях.

1626

Церковь Екатерины (деревянная) сгорает в пожаре.

Иван Грозный

1537

Освящение деревянной церкви Екатерины. В нее переносят также из Рождественской церкви придел преподобного Онуфрия.

1536

Первое упоминание деревянной церкви Екатерины.

Источники

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.
  2. Романюк С.К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  4. Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
  5. Извеков Н.Д. Церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце, в Москве. М., 1912.
  6. Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
  7. Соколова И.М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел царя Федора Алексеевича.
  8. Борисова Т.С. Убранство церкви Воскресения Словущего в XVII веке.
  9. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

Моссфера

Яндекс.Метрика