Моссфера

Кремль — Дворцовый квартал

Церкви Рождества Богородицы
и Воскрешения Лазаря

Древнейшее здание Москвы, никому не известное и закрытое для посещения

Описание

Воскрешение Лазаря

Если глядеть на Кремль с Большого Каменного моста, то среди зеленых крыш Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца увидите одинокую белую главку (вот панорама). Это двухэтажная церковь: на втором этаже — храм Рождества Богородицы, что на Сенях, а на первом — храм Воскрешения Лазаря, древнейший памятник Москвы. Попасть сюда могут только сотрудники ФСО и допущенные ими реставраторы.

Церковь Воскрешения Лазаря со всех сторон обстроена, от нее остались белокаменные стены с главным порталом с южной стороны и частью щелевидных окон. В стенах — ниши, ныне пустые, а изначально расписанные фресками.

Что касается самого Лазаря, то это друг Христа, который умер в 33 году н. э., но Христос воскресил его, чтобы явить свою Силу, но также и из чисто человеческого сочувствия, на что богословы указывают отдельно. В православии есть праздник Лазарева суббота (накануне Страстной недели), а также 30 октября отмечается праздник перенесения мощей Лазаря в Константинополь.

Интересно, что судьба кремлевского храма дивно соответствует посвящению, да только окончательное воскрешение и выход из замурованной гробницы все никак не наступает.

Рождество Богородицы

А церковь Рождества Богородицы — это куб с куполом + трапезная. Стены сплошь покрыты фресками, окна резные, с цветными витражами. Это видно по фотографии 2012 года (см. ниже).

А само Рождество Богородицы — это событие, предваренное пророчествами. Святые богоотцы Иоаким и Анна все никак не могли создать потомство, но явился им ангел, и все сложилось. Русская церковь отмечает этот праздник 21 сентября.

Церковь Рождества Богородицы была домашней церковью великих княгинь и цариц в XV—XVII вв. Царская семья молилась здесь не только с торжественными выходами, но и просто так, в любое время. Церковь соединяется с Теремным дворцом, отчего и называется: на Сенях.

А сейчас вы узнаете, до чего непомерна и неисполнима задача поддерживать этот небольшой храм в нормальном состоянии.

История

Современность

2012

Патриарх Кирилл служит в церкви Рождества Богородицы литургию в память о великой княгине Евдокии, вдове Дмитрия Донского. После церемонии патриарх сказал о нижней церкви Воскрешения Лазаря:

Дай Бог, чтобы и то место, над которым мы стоим, как можно скорее было восстановлено и чтобы мы имели возможность освятить его в память о великих трудах святой, благоверной и преподобной княгини Евфросинии Московской.

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

1987

Константин Михайлов, сопровождая группу интуристов, посещает церковь Воскрешения Лазаря:

Древнейшая московская церковь используется как склад для ненужного хлама. В ее стенах — какие-то старые столы и стулья, доски, картонные коробки неизвестно с чем, громоздящиеся чуть ли не до самых сводов. Словом, самая древняя постройка Москвы сегодня — и не церковь, освященная вновь, и не музей, и не доступное паломникам или туристам пространство.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тоталитаризм

1949—1952

Капитальная реставрация церкви Воскрешения Лазаря.

Революция

1923—1928

Дмитрий Сухов и Николай Померанцев изучают и реставрируют церковь Воскрешения Лазаря.

1918

Закрытие церквей Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря.

Серебряный век

1910

Вычищают главу церкви. Звучит как что-то политическое, но речь всего лишь о ремонте.

1903

Николай II с семьей приобщается святых тайн в церкви Рождества Богородицы.

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

1880

Живописец Коротаев реставрирует стенопись, поврежденную копотью.

1870

Реставрация позолоченного купола и главы церкви Рождества Богородицы.

1862

Свадьба Льва Толстого и Софьи Берс в церкви Рождества Богородицы. История такая.

Андрей Берс — придворный доктор, живет в Потешном дворце Кремля, а летом — на даче в Покровском-Стрешневе. Лев Толстой с детства дружит с женой Берса, оттого постоянно бывает в Покровском-Стрешневе, где любит возиться с мелкими Берсами: Лизой, Соней и Таней.

Потом Толстой уезжает воевать на Кавказ, а по возвращении в течение года считается женихом Лизы Берсы, хотя сам этого не признает. Тем временем Соня Берс пишет повесть «Наташа», в которой фигурирует «необычайно непривлекательной наружности поживший князь Дублицкий». Узнав об этом, Толстой на некоторое время выпадает в осадок, а потом неожиданно делает Соне предложение.

Соня сразу соглашается, и тогда Толстой предъявляет ей свои лютые дневники угара и разврата, чтобы не было секретов и недосказанности. Невинная 18-летняя девушка шокирована, на кремлевской своей свадьбе чрезвычайно бледна и едва не падает в обморок, тем более жених опаздывает. Шок усугубляется первой брачной ночью, потому что Лев — он и есть Лев, а Соня — она и есть Соня. Но дальнейшее развитие сюжета — это уже совсем другая история, а нам пора углубляться в прошлое.

Картинка подписана и кликабельна.

Николай I

1856

Освящение церкви Рождества Богородицы в присутствии великих князей Николая и Михаила Николаевичей и великой княгини Александры Петровны. Вскоре храм посещает и император Александр II во дни своей коронации. К этому времени вычищен интерьер церкви Воскрешения Лазаря.

1853

Полная реставрация интерьеров церкви Рождества Богородицы по проекту Николая Чичагова. Особенно трудна работа над иконостасом. Живописными работами занимается Николай Подключников, металлическими — придворный фабрикант Николай Полтавцев (его за это наградили золотой медалью). Для изыскания золота и серебра плавят блюда, в разные годы поднесенные Николаю I московским купечеством, а также невостребованные по неявке или смерти медали, в том числе за строительство БКД.

1848

Сооружение белокаменной лестницы из церкви Воскрешения Лазаря в нижний этаж Теремного дворца и в подвал западного крыла БКД.

1847

Протоиерей Петр Покровский, благочинный придворных церквей, хлопочет о ремонте перед приездом царской фамилии, которая посещает богослужение в храме Рождества Богородицы. В этом ремонте участвует художник Федор Солнцев. В итоге Николай I остается недоволен темнотой храма и приказывает цветные стекла заменить на простые.

Николай Чичагов и Владимир Бакарев разбирают внешние стены, которыми замурована церковь Воскрешения Лазаря, делают новую печь и просушивают храм.

1846

Фрейлинский коридор Теремного дворца уравнивают с полом Рождественской церкви с помощью каменных ступеней.

1842

Восстановление церкви Воскрешения Лазаря. При этом найдены остатки средневекового кладбища.

1841

Из-за строительства Большого Кремлевского дворца Верхоспасский собор совсем лишается солнечного света, да и войти в него становится проблематично. Тогда протоиерей Петр Покровский похлопотал, чтобы ежедневное богослужение перенесли в церковь Рождества Богородицы. По этому случаю установили новый каменный престол и жертвенник вперед остальных ремонтных работ.

1840

По просьбе протопопа Попова архитектор Николай Чичагов обследует прочность иконостаса. После доклада Чичагова составляется смета на иконостас.

1838

Составление сметы стенного и иконного письма для реставрации церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря. Мастер Трофим Киселев выполняет живописные работы, но научной реставрации тогда еще не было, поэтому художник просто пишет «в древнем стиле». Рисунки утверждает лично Николай I.

1837

При строительстве Большого Кремлевского дворца разбирают старую стену и случайно обнаруживают за ней древнюю церковь Воскрешения Лазаря, заваленную мусором и бочками с дегтем. Митрополит Филарет поднимает архивы и летописи и устанавливает, что именно открыли рабочие.

Александр I

1818

Церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря приписывают к Верхоспасскому собору по причине сокращения штатов кремлевского духовенства.

1817

По совету Августина, викария московского, князь Юсупов организует первоочередные противоаварийные работы в церкви Рождества Богородицы.

1812

Французы грабят храм, но кое-что уцелело.

Екатерина II

1762

Накануне коронации Екатерины II протопоп Иван Петров подает очередную челобитную о ремонте, но тщетно: коронационная комиссия выделяет только малиновый бархат и золотой позумент для обивки царского моленного места и стены возле него.

Временщики

1756

Протопоп Авраамий пишет в канцелярию челобитную о ремонте церкви: мол, чиновники вот уж столько лет на ремонт денег не дают, и может случиться повреждение святой евхаристии, за что братия опасается понести «истязание и штраф». Архитектор Иван Мичурин осматривает храм и составляет рапорт о его состоянии, но контора денег все равно не дает.

1753

Настоятель храма Рождества Богородицы, протоиерей Стефан Кириллов, подает в главную дворцовую канцелярию заявление о необходимости починки церкви. Он еще не знает, что реставрация будет закончена только через сто лет.

1737

Троицкий пожар наносит урон церкви Рождества Богородицы.

1732

Церковь Рождества Богородицы снова начинает отапливаться после шестилетнего перерыва в снабжении.

1730

Осмотр выявляет аварийное состояние церкви Рождества Богородицы.

1726

Скаредные власти перестают выделять дрова для отопления храма.

Петр I

1701

Возобновление церкви Рождества Богородицы после большого кремлевского пожара.

1693

По мнению Николая Извекова, около этого времени упраздняется придел Никиты Переяславльского.

Ранние Романовы

1685

Патриарх Иоаким повторно освящает храм Рождества Богородицы на Сенях после ремонта и переделок.

1681—1683

Перестройка церкви Рождества Богородицы, она становится одноглавой. Появляется новая трапезная. Ее плоская крыша превращает в площадь, на которой воздвигают храм во имя Сошествия Св. Духа с небольшим приделом с северной стороны. Куда этот храм потом делся, неизвестно.

А церковь Воскрешения Лазаря обкладывают со всех сторон толстыми стенами и замуровывают, предварительно свалив туда всякий мусор. Упраздняется также придел Марии Магдалины.

1676

Починка моленного места царицы в церкви Воскрешения Лазаря.

1675

В присутствии царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким служит литургию в церкви Воскрешения Лазаря в честь ее престольного праздника. Царь Алексей посещал здесь такую службу ежегодно.

1667

В присутствии всей царской семьи в церкви Рождества Богородицы на престольный праздник служат литургию три патриарха: Иоасаф Московский, Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский. Московские патриархи всегда служили в этой церкви в праздники Рождества Богородицы и Федоровской иконы Божьей Матери.

1655—1656

Антиохийский патриарх Макарий III и его сын Павел Алеппский посещают церковь Воскрешения Лазаря, причем Павел Алеппский в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву» отмечает, что стены этой церкви столь крепки, словно сделаны из железа.

1625

Возобновление церкви Рождества Богородицы с приделом св. Лазаря после пожара. По гипотезе Извекова, в это время мог быть освящен придел Марии Магдалины (в честь первой супруги царя Михаила). Этот придел находился внутри теплой трапезной с лежанкой и креслом для царицы Марии.

1613

В южной части церкви Рождества Богородицы (2 этаж) устраивают придел Никиты Переяславльского, а также делают ремонт после польского разорения. Посвящение выбрано в честь деда царя — боярина Никиты Романовича.

Великое княжество

1533

Василий III перед кончиной повелевает духовнику отслужить литургию в церкви Воскрешения Лазаря и принести оттуда Святые Дары для напутствования.

1514—1518

По заказу Василия III Алевиз Новый сооружает второй этаж церкви на старых белокаменных сводах. Старая нижняя часть становится церковью Воскрешения Лазаря (в качестве придела к церкви Рождества Богородицы). Новая церковь имеет три главы.

1479

Обрушение сводов церкви Рождества Богородицы с повреждением сокровищ, хранившихся в храме:

У Рождества Пречистыя или у Лазаря Святаго верхъ падеся некако напрасно и страшно въ нощи, иконы поби и множество Великаго Князя судовъ въ казнѣ.

Летописец.

1473

Пожар.

1395

Феофан Грек и Симеон Черный расписывают интерьер церкви Рождества Богородицы.

1393

Великая княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского, строит каменную церковь Рождества Богородицы с приделом Воскрешения Лазаря. Это и есть древнейшее сохранившееся до наших дней здание Москвы. Освящает храм митрополит Киприан.

Удельное княжество

Начало XIV в.

Во время строительства деревянных хором Ивана Калиты построена и деревянная церковь Воскрешения Лазаря. Сейчас на этом месте западный край Теремного дворца.

Источники

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.
  2. Романюк С.К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  4. Извеков Н.Д. Церкви во имя рождества Пресвятыя Богородицы и праведнаго Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1911.
  5. Михайлов К.П. Неприступно забытое.
  6. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

У читателей «Истории на местности» принято бронировать авиабилеты через эту штуку:

Яндекс.Метрика