Моссфера

Кремль — Соборная площадь

Архангельский собор

Русско-итальянский шедевр, усыпальница царей, великих и удельных князей московских

Описание

Облик

Собор святого Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных (в старину известный также как церковь святого Михаила на Площади) красуется на бровке Боровицкого холма, замыкая с юга Соборную площадь. Храм посвящен покровителю княжеского рода Архангелу Михаилу. Здесь молились князья перед тем, как отправиться на войну, здесь клятву верности великому князю приносили его младшие братья и здесь же кланялись гробам предков цари после церемонии венчания на царство.

ПАНОРАМА...

Архитектурный облик Архангельского собора несет на себе очевидный отпечаток итальянского Возрождения, мотивы которого интересным образом сплавились с традицией древнерусского зодчества. Сам тип храма традиционен для домонгольской Руси: шесть столпов, пять куполов, крестово-купольная планировка, позакомарное покрытие, с восточной стороны выступают полукруглые апсиды, а стены разбиты на вертикальные членения (прясла). С другой стороны, итальянский архитектор (чтобы узнать о нем, доберитесь до конца статьи) решил фасады собора в духе ордерной архитектуры (элементы ее можете видеть на слайдах ниже). Высокий и мощный нижний ярус служит как бы постаментом для более легкого верхнего. Барабаны глав собора украшены аркатурными поясками. Интересная деталь: среди 35 капителей нет двух с одинаковым центральным растительным рисунком! Будете в Кремле, обойдите собор кругом, приглядитесь.

В Архангельский собор ведут три западных входа, украшенные перспективными белокаменными порталами, будто выступающими из глубины стены. Порталы увенчаны резными акротериями (украшениями), а сами декорированы тонким итальянским орнаментом: травами, цветами, вазами, драконами, рыбами... Можно увидеть и дугу из лавра, перевитого лентой. Центральный портал ведет в интерьер собора, в то время как два малых боковых ведут к винтовым лестницам, по которым можно попасть на верхние этажи западной пристройки.

У собора с восточной стороны есть два придела: Уаровский (изначально Покровский) и Предтеченский. Они интересным образом различаются по архитектуре, стягивая на себя по отдельности русские и итальянские элементы собора. Предтеченский придел имеет более простую форму, окна его украшены филенками и разделены пилястрами. Даже барабан с пилястрами. То ли дело Уаровский придел: очень дробное деление фасада, кружево кокошников, маленькие окна, барабан украшен аркатурным пояском.

Интерьер

ИНТЕРЬЕРЫ СОБОРА в 3D...

Интерьер собора необычен своей теснотой от многочисленных надгробий и массивных, почти квадратных опорных столпов. Князья покоятся в основном пространстве храма, а вот цари — в алтарной части за иконостасом. Дьяконник облюбовал для себя Иван Грозный. Сам обычай хоронить в церкви светских и духовных правителей пришел из Византии. На Руси от этого обычая произошла традиция строить храм-усыпальницу для великих князей, причем посвящались великокняжеские усыпальницы, как правило, Архангелу Михаилу, проводнику душ в мире мертвых.

При этом Рюриковичи погребены вдоль стен собора в определенном порядке: великие московские князья — вдоль южной стены, удельные князья — вдоль западной, опальные и убитые в усобицах князья — вдоль северной. У западных столпов захоронена крещеная татарская знать. Любопытно, что некрополь Архангельского собора служил символом примирения сторон княжеских усобиц, которые уничтожали друг друга, а потом хоронили побежденного с почестями рядом с общими предками.

Останки покоятся в белокаменных саркофагах, погруженных в землю. Сверху же мы видим кирпичные надгробия с белокаменными плитами, изрезанными орнаментами и эпитафиями славянской вязью.

ПОДРОБНОСТИ О НЕКРОПОЛЕ...

Архангельский собор полностью покрыт росписями внутри. Роспись изначально была задумана как живописное оформление усыпальницы московского правящего дома, суть живописной программы — союз государства и церкви. Основной мотив — изображение московских князей и их предков с надстоящими над ними силами небесными. Большой акцент делается на чудеса Архангела Михаила.

ПОДРОБНОСТИ О СТЕНОПИСИ...

Что касается икон, то с ними можно, опять-таки, подробнее ознакомиться на сайте музея, мы же отметим только одну «грекофильскую» особенность: иконостас завершается резной живописной композицией «Распятие с предстоящими».

Детали

Подробнее с архитектурой можно познакомиться на слайдах ниже.

История

Современность

2008

В Архангельский собор в придел мученика Уара переносятся мощи святой Евфросинии Московской, жены Дмитрия Донского. Переносятся они из подклета (Судной палаты) этого же собора.

Поздний СССР

1991

С благословения патриарха Алексия II в Архангельском соборе возобновляются богослужения, и первой стала служба в честь царевича Димитрия.

Конец 1970-ых – начало 1980-ых

Укрепляется и реставрируется главный иконостас Архангельского собора.

1978

Попытка восстановить первоначальную окраску порталов собора.

1963

Археологи вскрывают гробницы, находящиеся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи. Изучив найденные там останки, антрополог М.М. Герасимов восстанавливает внешний облик царей Ивана Грозного и сына его Федора.

1960

Архангельский собор, как и другие кремлевские музеи, передается в ведение Министерства культуры СССР.

1955

Кремль открывается для свободного посещения.

1950-ые

После войны реставрируются фасады Архангельского собора, из-под позднейших слоев открывается стенопись XVII в. Живопись XVIII в. при этом закрашивается красным фоновым цветом.

Тоталитаризм

1928

Переступаем через войну и сталинскую эпоху и примечаем, как меняется дух времени. Здесь в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора переносятся белокаменные саркофаги с останками женщин династий Рюриковичей и Романовых. Дело в том, что реставратор Н.Н. Померанцев накануне уничтожения большевиками Вознесенского монастыря Кремля добился выноса оттуда погребений великих княгинь и цариц.

Революция

1920-ые

В Архангельском соборе ведутся ремонтные и реставрационные работы для открытия в нем музея.

1918

В кремлевских соборах прекращается богослужение. Теперь они считаются памятниками культуры и народным достоянием.

Серебряный век

1913

Погружаемся глубже, сквозь копоть революции и первой мировой проникаем в озаряемое отблесками близких катастроф начало XX века. Вот к празднованию 300-летия дома Романовых интерьер Архангельского собора обновляется. Кроме прочего, по рисунку великого князя Петра Николаевича над гробницей царя Михаила Федоровича сооружается сень с двумя массивными лампадами.

1906

Надгробия некрополя покрываются латунными застекленными футлярами, причем в надписях на них допущены различные ошибки.

Великие реформы

1895

Архангельский собор как царская усыпальница передается из епархиального ведомства в придворное вместе со всем имуществом, капиталом и даже причтом. Что касается капитала, то известно, что на балансе архангельского духовенства находилось до 18 000 душ крестьян (до отмены крепостного права). Священник Архангельского собора в своей книге приводит и такую интересную информацию:

Кромѣ богоугодныхъ пріютовъ, содержавшихся на излишки доходовъ собора и причта его, на ихъ же иждивеніе производились «временные призрѣнія», называвшіеся «кормленіями нищихъ», изъ числа которыхъ исключались постоянно сидѣвшіе, большею частію, женщины, при входахъ въ соборъ и выходахъ изъ онаго, ибо оные сидѣнія отъ подаяній обильной милостыни очень были для нищихъ выгодны.

Нѣкоторыя изъ нищихъ пользовались этими мѣстами наслѣдственно, а другіе покупали ихъ; слѣдовательно, тѣ и другіе имѣли право передавать ихъ или продавать, но только никому другому, какъ такимъ же нищимъ. Сидѣвшія при Архангельскомъ соборѣ назывались Архангельскими, въ отличіе отъ Успенскихъ, Благовѣщенскихъ и Чудовскихъ нищихъ.

Московский кафедральный Архангельский собор. Составил того же собора Сакелларий протоиерей Алексей Лебедев. М.: 1880.

1883

Архангельский собор лишается статуса кафедрального собора, передав его храму Христа Спасителя.

Николай I

1853

Спускаемся ниже: мы в крепостной России. Здесь ремонтируют иконостас Архангельского собора. При этом он утрачивает изначальную полихромность и становится просто позолоченным на красном фоне.

Середина XIX в.

В соборе устанавливают отопление, до этого все эти века он был холодным, как склеп. Хм, а ведь...

1847

Николай I сносит при строительстве своего нового дворца древнейшую церковь Москвы — церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Придел святого Уара переносится из нее на место Покровского придела Архангельского собора, который, в свою очередь, переносится на третий этаж западной пристройки этого же собора.

1826

У южной стены собора находилась исстари одноэтажная «судная изба архангельских вотчин», и вот теперь ее разбирают и строят на ее месте двухэтажную теплую палатку. А в избе той вершили суд и расправу над недоимщиками из крепостных крестьян, пожалованных некогда царями и князьями духовенству Архангельского собора. Палатка же со скупым псевдоготическим декором предназначалась для соборного духовенства, чтобы оно отогревалось там зимой.

Александр I

1813

А вот мы в послепожарной Москве. Архангельский собор становится первым объектом, восстановленным после поругания Наполеоном. 1 февраля 1813 собор освятили «по большому чину при многочисленномъ стеченіи народа, причемъ въ крестномъ ходу вокругъ собора... были несены мощи св. Царевича Димитрія». Наиболее деятельную роль в восстановлении собора сыграл Августин, викарий московский.

1812

Разграбление и осквернение собора наполеоновскими солдатами. В алтаре устраивают кухню, собор загромождают бочками с вином, украденными в городе. Затем, при отступлении, французы разбивают бочки, и вино затапливает весь пол собора слоем до 10 см, а пол чугунный (на тот момент), и для него такое совсем не полезно. Само собой, драгоценные оклады с икон и рак похищаются. Сами иконы используются в качестве дверей, лавок, кроватей. Французы раворотили надгробие князя Ярослава Владимировича, но ничего ценного не нашли и другие захоронения трогать не стали.

Кондратьев приводит историю о том, что происходило в это время с мощами царевича Дмитрия (со слов издателя «Отечественных записок» П. П. Свиньина, который утверждал, что слышал это от викария Августина):

Во время нашествія Наполеона одна раскольница похитила мощи царевича. По счастію, встрѣтился съ нею соборный дьячокъ: онъ отнялъ изъ рукъ ея добычу и схоронилъ въ Воскресенскомъ монастырѣ на хоры за иконостасомъ. При смерти своей передалъ онъ тайну эту одному священнику, который объявилъ о томъ преосвященному Августину тотчасъ по возвращеніи его въ Москву.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.: 1893

Екатерина II

Конец XVIII в.

Вот век златой Екатерины, напудренные парики и треуголки. А вот великий Матвей Казаков, ученик князя Ухтомского, пристраивает к северному входу в собор портал в виде полуготического портика. Примерно в тот же период создаются новые царские врата и сень над ними взамен обветшавших, а на цокольных плитах иконостаса появляется живопись по мотивам евангельских притч.

1774

Погребение Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, и боярина Федора — Черниговских чудотворцев. Они погибли в 1246 в ставке Батыя, отказавшись кланяться идолам и огню, но теперь их мощи перенесены в Архангельский собор под раку.

1772

В Архангельском соборе начинают возобновлять стенное и иконное письмо в соответствии с рескриптом Екатерины II на этот счет (этот рескрипт 1770 года касался также Успенского и Благовещенского соборов).

1771

Протоиереем собора становится Петр Алексеев, который вошел в историю как автор крупнейшего в XVIII-XIX вв. церковнославянского словаря.

1770

После сноса здания Приказов поползли грунты, и к Архангельскому собору пристроили контрфорсы для укрепления стен.

Временщики

Середина XVIII в.

Князь Д.В. Ухтомский, создатель первой в России архитектурной школы, реставрирует собор и разбирает пришедшие в полную негодность аркадные галереи.

1742

Архангельский собор становится кафедральным храмом новообразованной Московской епархии.

1739

Завершается восстановление собора после пожара.

1737

В большом Троицком пожаре собор терпит существенный ущерб.

1730

Погребение императора Петра II, последнего российского самодержца, похороненного в Москве. Вообще же императоров хоронили в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе.

Петр I

1696

Погребение царя Ивана V, соправителя Петра I. К этому времени он был уже давно разбит параличом. Вы заметили, как изменилась окраска времени при плавном дрейфе от екатерининской эпохи к XVII веку?

1692

Погребение царевича Александра Петровича, сына Петра I. Умер во младенчестве.

Ранние Романовы

1682

Погребение царя Федора Алексеевича Романова.

1679-82

По указу царя Федора Алексеевича в Оружейной палате на Потешном дворе изготавливают новый резной иконостас. Работало над ним более 70 мастеров. 14 других мастеров занимались золочением. Первоначально иконостас был не только позолочен, но и посеребрен, и расцвечен красно и серо-голубой красками.

Параллельно царские изографы создают иконы трех верхних рядов иконостаса. Руководил работами, возможно, Федор Зубов, ближайший помощник Симона Ушакова. Эти иконы несли на себе печать искусства Нового времени: они были выполнены в линейной, а не обратной перспективе, с реалистичной проработкой светотени.

1681

Погребение царевича Ильи Федоровича. Умер во младенчестве.

1676

Погребение царя Алексея Михайловича Романова.

1670

Погребение царевича Алексея Алексеевича, умершего молодым. Его имя стало знаменем восстания Степана Разина. Казаки утверждали, что царевич выжил и «нечаянно» сбежал к ним от коварных бояр. Прозвище «Нечай» даже стало боевым кличем разинцев.

1669

Погребение царевича Симеона Алексеевича, умершего в детстве. Отпевал его бывший в ту пору в Москве восточный патриарх Паисий Александрийский. Впоследствии в Запорожье объявился самозванец, выдавший себя за Симеона Алексеевича, но он ничего не достиг и кончил жизнь на плахе, даже не замутив какой-нибудь смуты.

1666

Артель царского изографа Симона Ушакова заканчивает обновление росписей Архангельского собора. Программа древней росписи сохраняется: на северных и южных стенах фрески повествуют об Архангеле Михаиле и его чудесах, а западная стена и часть сводов иллюстрируют Символ веры.

1652

По указанию Алексея Михайловича начинаются работы по созданию новой росписи под руководством царского мастера Якова Казанца, однако затяжные войны со Швецией и Польшей опустошили казну, а моровая язва опустошила ряды самих мастеров. Поэтому работы застопорились.

1649

Погребение царевича Дмитрия Алексеевича. Умер во младенчестве, но с рождением его было связано начало общецерковного почитания Казанской иконы Божьей Матери

1645

Погребение царя Михаила Романова, умершего от слабости и депрессии.

1639

Погребение царевича Василия Михайловича, умершего во младенчестве. Его похоронили в одной могиле с братом его Иваном, умершим тогда же, тоже в детском возрасте. Это были первые Романовы, захороненные в Архангельском соборе. У могилы этих «малых царевичей» долгие годы дежурили высокие боярские чины.

1635

Погребение возвращенного поляками праха царя Василия Шуйского, умершего еще в 1612 в польской тюрьме.

1628

Романовы сооружают великолепную раку своему небесному покровителю — Димитрию Угличскому. Для надгробий изготавливаются белокаменные плиты с красивым орнаментом и эпитафиями.

Смута

1610

В Архангельском соборе по настоянию народа похоронен великий, но не успевший в полной мере проявить талант полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Благодаря тактическому гению, молодой князь разбил в нескольких сражениях восстание Болотникова, за что был пожалован исключительным для такого возраста (22 года) боярским чином. Затем Скопин-Шуйский заручился поддержкой Русского Севера и совместно со шведской армией Делагарди освободил Новгородскую землю от интервентов. Затем, уже без Делагарди, Скопин-Шуйский дошел до Москвы, разбив гетмана Сапегу и Лжедмитрия II. При этом применялись тактические новшества, например, конструкции из кольев против конницы или летучие отряды лыжников.

Популярность и авторитет Скопина-Шуйского, однако, сыграли ему злую службу: хоть он и разорвал грамоту о призвании на царство и был верен родственнику своему Василию Шуйскому, но ему завидовал бездарный брат царя Дмитрий Шуйский, проигравший все сражения с поляками, да и другие бояре не любили выскочку. В итоге на пиру у князя Воротынского Михаил Скопин-Шуйский был, как считается, отравлен. Впрочем, позднейшие исследования останков этого не подтвердили.

После смерти Скопина-Шуйского поляки перешли в наступление, и одним из следствий этого стало осквернение и ограбление самого Архангельского собора, где европейцы держали лошадей и всякую нечистоту. Незадолго до этого во время службы наблюдалось видение, будто вверху под сводами голоса ангелов шумели и плакали: «Прейдем отсюду».

1606

После убийства Лжедмитрия I Василий Шуйский распоряжается перенести в Архангельский собор из Углича останки царевича Димитрия, чтобы пресечь появление новых самозванцев. Смута, к сожалению, продолжилась, хотя вокруг гроба царевича начали твориться чудеса, да и сами мощи оказались нетленными. В итоге Димитрия причислили к лику святых.

1605

Погребение Бориса Годунова. Впрочем, вскоре его останки выбросили из собора через специальное отверстие и перезахоронили в Троицком монастыре в сидячем положении.

1599

Возникает должность «архангельского архиерея», обладатели которой проводили заупокойные службы «по царским предкам».

Иван Грозный

1598

Вот мы добрались до эпохи Рюриковичей, до ее оконечности. Погребение царя Федора Ивановича в дьяконнике.

1584

Погребение царя Ивана IV Грозного в том же дьяконнике.

1581

Погребение царевича Ивана Ивановича, того самого сына, которого, как считается, убил Иван Грозный.

Послед. четв. XVI в.

С восточной стороны храма устраиваются приделы Иоанна Предтечи и Покрова Богоматери. Возможно, именно в это время с трех других сторон собор окружается аркадой крытой галереи-паперти.

1574

Погребение Василия Владимировича, удельного князя Старицкого и Дмитровского.

1569

Погребение Владимира Андреевича, удельного князя Старицкого и Дмитровского. Судьба его показательна и трагична. В юности был он брошен Глинскими в тюрьму вместе с отцом своим Андреем Старицким. После падения Глинских освобожден, стал близок с Иваном Грозным. Исполнял обязанности царя, пока настоящий царь был в Казанском походе. В конце сам присоединился к походу и командовал царской дружиной при штурме Казани, ворвался в город одним из первых.

Во время болезни царя и Думского кризиса рассматривался многими боярами как наследник трона, однако сам к этому не стремился и присягнул царевичу Дмитрию. Дальше отношение к Владимиру Ивана Грозного постепенно ухудшалось, и кончилось дело тем, что опричники уничтожили его вместе с большинством родственников по подозрению в заговоре. Как водится, Иван Грозный похоронил Владимира Старицкого с большими почестями в Архангельском соборе. О Думском же кризисе см. ниже.

1566

Погребение Александра (Утемиш-Гирея), пленного и крещеного казанского хана. Это был сын небезызвестной царицы Сююмбике.

1563

Погребение Юрия Васильевича, удельного князя Угличского и Калужского. Это был умственно отсталый брат Ивана Грозного.

1554

Иван Грозный повелевает установить новые иконы взамен сгоревших.

1553

Погребение царевича Дмитрия Старшего, сына Ивана Грозного. Сам по себе царевич за свою жизнь ничего не успел сделать, однако с ним был связан Думский кризис. Дело в том, что Иван Грозный, тяжело заболев, потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу. Однако многие бояре отказались присягать младенцу, желая видеть наследником Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя. Перед глазами больного царя кипела буйная свара бояр. Перевес оказался в итоге на стороне сторонников царевича Дмитрия, но осадочек остался. Впрочем, Иван Грозный после выздоровления не стал карать оппозицию, а поехал на богомолье, чтобы отдохнуть от грязных интриганов. Путь был весьма далек, и там-то, в дороге, царевич Дмитрий и умер. Кликните выше на имени царевича, там князь Курбский и Исаак Масса соревнуются в сочинении легенд по поводу смерти царевича.

А захоронили младенца в гробе деда его, Василия III.

1547

Часть древних икон собора сгорает во время большого московского пожара.

1536-37

Погребение сыновей Ивана III, Андрея (удельный князь Старицкий) и Юрия (удельный князь Дмитровский). Юрий после смерти Василия III обладал наибольшими правами на престол, за что был арестован регентшей Еленой Глинской и умер в тюрьме. Андрей же, видя это, собирался бежать в Литву, собрать войско и захватить Новгород, однако был остановлен, осужден и брошен в тюрьму со всей семьей, где вскоре и умер. Тем не менее, Глинские захоронили своих жертв с большими почестями в Архангельском соборе. Кроме того, существует фольклорная «Повесть о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого».

Великое княжество

1533

Погребение Василия III, великого князя московского. На саркофаге неправильная дата.

1523

Погребение Петра (Кудайкула), татарского царевича. Это был крещеный казанский татарин. На службе у русских командовал войсками, бывал и временным управляющим города Москва.

1521

Погребение Дмитрия Ивановича Жилки, удельного князя Угличского. Этот был полководцем, но каким-то неровным: сперва вроде бы успешно воевал с Литвой, а потом по дурости погубил почти все войско в походе на Казань.

1518

Погребение Симеона Ивановича, удельного князя Калужского. Это был первый и последний настоящий Калужский князь. Известен тем, что пытался бежать в Литву от опеки великого князя, а также спас Калугу от татарского набега.

1509

Погребение Дмитрия Ивановича Внука (на саркофаге выбита неправильная дата). Чей он был внук? Да Ивана Великого! А еще и соправитель, хоть это и фикция. Об интригах, игралищем коих он стал, см. Успенский собор.

Мы отмотали уже половину некрополя, обратим же теперь внимание на ключевое событие: Алевиз Новый строительство нового Архангельского собора, и в присутствии Василия III в самый праздник Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных собор освящается митрополитом Симоном. Первоначально собор был краснокирпичный с белокаменными деталями. Тут можно было бы порассуждать о влиянии итальянской архитектуры на Архангельский собор, но все это мы уже проделали в начале статьи на архитектурных слайдах. Вы ведь не пропустили их, верно? Правда, первоначально закомары были увенчаны скульптурными украшениями (акротериями) в форме изящных вытянутых сосудов (фиалов). Своды и главы собора Алевиз покрыл черной и красной лощеной черепицей. До наших дней эти элементы не дошли.

1505

По указанию Ивана III Алевиз Новый начинает строить новое здание Архангельского собора, снеся старое, ветхое и тесное, в котором уже негде было хоронить князей. Впрочем, вскоре Иван III умирает, и где же погребают его, пока собор еще не готов? А там же, куда он сам временно перенес с большей торжественностью гробы своих предков: в старой церкви Ивана Лествичника.

1504

Прибытие Алевиза Нового — так на Руси прозвали итальянского (миланского) архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяну. По пути в Москву он был задержан крымским ханом и построил для него Бахчисарайский дворец, получив такую рекомендацию:

«...велми доброй мастеръ, не какъ иные мастеры, велми великой мастеръ. И нынѣ у тебя, брата своего, прошу, и нашего для прошенья, того Алевиза мастера съ иными мастеры ровно не смотри...»

1494

Погребение Бориса Васильевича, удельного князя Волоцкого и Рузского. Он по молодости конфликтовал с братом своим Иваном III в период слома удельных порядков, однако потом осознал бесперспективность этого занятия и смирился.

В этом же году погребен Андрей Васильевич Большой (Горяй), удельный князь Углицкий, при котором Углич достиг золотого века. Впрочем, из-за интриг этот князь в конце концов оказался в тюрьме, где и умер.

1490

Погребение Ивана Ивановича Молодого, великого князя Тверского, сына Ивана III. С этим князем связаны жестокие интриги, см. Успенский собор.

1483

Погребение Василия Ярославича, удельного князя Боровского. Причем на саркофаге указана другая, неправильная дата: 1462. Этот князь был активным помощником Василия II в Московской феодальной войне, однако впоследствии тот оказался неблагодарным и отправил своего бывшего сподвижника в ссылку, опасаясь роста его авторитета.

1481

Погребение Андрея Васильевича Меньшого, удельного князя Вологодского. К этому времени отстраиваются сгоревшие ранее «застенки» в честь Воскресения Христова и апостола Акилы (у восточной стены). «Застенки» — это приделы. При западной стене собора существовали «застенки» в честь Андрея Критского и Симеона Столпника.

1475

Архангельский собор горит, при этом огненная буря разметала два деревянных «застенка»: апостола Акилы и Воскресения Христова.

1473

Погребение Юрия Васильевича, удельного князя Дмитровского. В качестве полководца он воевал с татарами и Новгородом.

1471

Иван III устраивает приделы-«застенки» Воскресения Христова и Симеона Столпника в честь эпической победы над новгородцами на реке Шелони.

1462

Погребение Василия II Темного, великого князя Московского. История его жизни — это история Московской феодальной войны и постоянных трений с Литвой и Ордой. Если коротко, то столкнулись два порядка наследования: лествичный от старшего брата к младшим (архаика) и самодержавный (от отца к сыну по завещанию). Победило самодержавие, а удельные князья, чьи гробы парадом проходят здесь перед нами, неуклонно теряли значение.

1450

Архангельский собор повреждается громовым ударом и сильным вихрем.

1448

Погребение Василия Косого, удельного князя Звенигородского. Он участвовал во втором этапе Московской феодальной войны, но не пришел к успеху и был бит Василием II.

1441

Погребение Дмитрия Юрьевича Красного, удельного князя Бежецкого и Талицкого. Впоследствии он был канонизирован, а при жизни был странной и загадочной личностью. Нажмите на его имя, там будет рассказ о нем и даже стихи Бальмонта, ему посвященные.

1434

Погребение Юрия Дмитриевича, князя Московского, Звенигородского и Галицкого, сына Дмитрия Донского. Этот князь в историю вошел довольно прочно. Его крестил сам Сергий Радонежский. Позже, возглавив Звенигород, Юрий Дмитриевич отстроил Звенигородский городок, несколько соборов в Звенигороде, Москве и Троицком монастыре (будущая Лавра), покровительствовал литературе и искусствам, совершил первый успешный большой поход на татарские земли, окончательно присоединил к Москве Нижний Новгород...

После смерти брата Василия I Юрий начал первый этап Московской феодальной войны. Он захватил великое княжение у Василия II, затем лишился его, затем вокняжился вторично. Юрий впервые начал чеканить монету с  Георгием Победоносцем, поражающим змея.

1432

Погребение Андрея Дмитриевича, удельного князя Можайского, Верейского и Белозерского, сына Дмитрия Донского, родоначальника можайских князей.

1428

Погребение Петра Дмитриевича, удельного князя Дмитровского и Угличского, сына Дмитрия Донского.

1426

Погребение Ярослава Владимировича, удельного князя Боровско-Ярославецкого, и брата его Андрея, удельного князя Серпуховского, Радонежского и Боровского. Умерли они от моровой язвы.

1425

Погребение Василия I, великого князя московского, сына Дмитрия Донского. В годы его правления продолжался территориальный рост Москвы, при этом не происходило крупных потрясений и усобиц.

1422

Погребение Ивана Владимировича, удельного князя Серпуховского. В отличие от своего отца, Владимира Храброго, ничего выдающегося не совершил.

1417

Погребение московского княжича Ивана Васильевича. Умер от чумы и запомнился только тем, что был одно время наследником Василия I.

1410

Погребение Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского и Боровского. Это князь был выдающимся полководцем, водил московские войска протии Твери, Рязани, Новгорода и Литвы, но особенно против татар. В Куликовской битве был одним из двух командиров засадного полка, который решил исход сражения.

1399

При Василии I храм расписывается с участием Феофана Грека и его учеников.

Удельное княжество

1389

Погребение великого князя Дмитрия Донского, который в представлении не нуждается.

1359

Погребение великого князя Ивана Красного.

1355

Пожар Кремля.

1354

Кремль выгорает в очередном пожаре. Вероятно, Архангельский собор тоже.

1353

Погребение удельного князя Андрея Ивановича Серпуховского и Боровского, а также его брата, великого князя Симеона Гордого. Оба они умерли от чумы.

1344-47

При Симеоне Гордом собор расписывается.

1343

По свидетельству летописца, в Кремле сгорает 28 церквей. Вероятно, Архангельский собор тоже сгорел, хотя, опять-таки, в летописи сгоревшие постройки не перечислены.

1340

Погребение Ивана Калиты становится началом истории некрополя Архангельского собора.

1333

А вот с чего все начиналось: Иван Калита возводит пятую свою кремлевскую церковь — небольшой белокаменный каменный собор Архангела Михаила. Храм освящает митрополит Феогност. Построен храм по обету за избавление Руси от голода, известного как «рослая рожь». Предположительно, это означает, что из-за обильных дождей рожь не успели убрать и она проросла в копнах, так что вместо зерна получилась куча проростков.

Источники

  1. Романюк С.К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  2. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  3. Московский кафедральный Архангельский собор. Составил того же собора Сакелларий протоиерей Алексей Лебедев. М.: 1880.
  4. Музеи московского Кремля
  5. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

У читателей «Истории на местности» принято бронировать авиабилеты через эту штуку:

Яндекс.Метрика