Моссфера

Кремль — Соборная площадь

«Иван Великий»

Главная вертикальная доминанта Старой Москвы и самое высокое здание в ней до революции

Описание

Колокольня

ПАНОРАМА...

Колокольня «Иван Великий» называется так, как ни странно, не в честь одноименного правителя Московского княжества, а по причине своей впечатляющей высоты (81 м), а также по находящейся в первом ярусе столпа церкви Ивана Лествичника. Этот святой жил в VI веке и известен сочинением «Лествица райская», где путь духовного очищения уподобляется лестнице, с последней ступени которой можно войти в рай. Облик колокольни, в самом деле, соответствует посвящению: трехъярусный сужающийся кверху столп, внутри которого 429 ступеней узкой лестницы ведут на смотровую площадку, откуда открывается один из хрестоматийных видов Москвы. Более того, сам силуэт комплекса идет ступенями. Ниже вы увидите, какие панорамы города открывались с «Ивана Великого» в разные эпохи. Интересно, что одним из первых литературных опытов М. Ю. Лермонтова стала «Панорама Москвы» — именно с этой точки!

Колокольня принадлежит одновременно Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам, потому что пространство Соборной площади слишком тесно для возведения отдельных колоколен каждому храму. Под главой колокольни красуется следующая надпись славянской вязью: «Изволеніемъ Святыя Троицы повелѣніемъ великаго государя царя и великаго князя Бориса Ѳедоровича всея Русіи самодержца и сына его благовѣрнаго великаго государя царевича и великаго князя Ѳедора Борисовича всея Русіи храмъ совершенъ и позлащенъ во второе лѣто государьства ихъ 108». Цифры подразумевают 7108 год от сотворения мира.

Звонница

Существует также старинная народная присказка: «Как в Ивана Великого крест вколотили? Нагнули да и воткнули!» Другое распространенное выражение, «во всю ивановскую», восходит к «ивановской фамилии», то есть колоколам «Ивана Великого». Были они столь велики и многочисленны, что примыкавшую к колокольне церковь превратили в трехпролетную Успенскую Звонницу. Наиболее значительные колокола Звонницы: «Успенский» (64 т), «Реут» (низкочастотный «ревун», 32 т), «Воскресенский» (16 т), «Семисотный» (13 т).

Кроме того, на первом ярусе звона самого «Ивана Великого» висели колокола: «Медведь», «Лебедь», «Новгородский», «Широкий», «Слободской» и «Ростовский». Все колокола имеют свою историю, которая последует далее по ходу нашего изложения. Интересно, что история каждого колокола вылита прямо на его поверхности, хоть и заканчивается эта история на моменте последней переливки.

«Новгородский» колокол первоначально был вывезен Иваном Грозным из Софийского собора Новгорода после опричного погрома. Хранился сначала в Александровой слободе, затем после смерти царя переправлен в Москву. Среди прочих сцен на орнаментальном поясе есть изображение апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом на известную петербургскую церковь своего имени.

На втором ярусе звона находятся колокола средней величины: «Немчин», «Глухой» (имел такой слабый звук из-за трещины), «Марьинский», «Даниловский», два «Корсунских» и несколько безымянных. «Марьинский» колокол богато декорирован, однако литье выполнено с дефектами, потому звонить колокол не может. У «Корсунских» зазвонных колоколов очень резкий звук из-за высокого содержания серебра.

На третьем ярусе висят только три безымянных колокола, оформленные изящным литьем.

Колокольный звон в Москве начинался с удара колокола на «Иване Великом».

Подробнее с колоколами можно ознакомиться на сайте музея, а лучше прямо в самом музее.

Пристройка

Третья часть комплекса — Филаретова пристройка. Она выстроена, как и Звонница, для размещения дополнительных колоколов, точнее, одного большого колокола. Филаретова пристройка отличается изящным шатром с готическими деталями. Раньше вдоль карниза шла золотая надпись в честь царя Михаила Романова, однако она не сохранилась, в то время как надпись в честь Бориса Годунова, врага Романовых, блистает во всей красе.

«Помимо названныхъ пристроекъ при Ивановской колокольнѣ въ разное время бывали иныя пристройки, замѣчательныя по своему назначенію. Б.Ф. Годуновымъ была пристроена палата для бархатной и парчовой фабрики. Алексѣемъ Михайловичемъ была сдѣлана новая пристройка для помѣщенія огромнаго глобуса, подареннаго ему Генеральными Штатами. Въ половинѣ прошлаго [т.е. XVIII] столѣтія при Ивановской колокольнѣ находилось губернское казначейство и палатка, гдѣ хранились старая утварь и разныя вещи Успенскаго собора; въ тоже время во 2-омъ ярусѣ Ивановскаго столпа были поставлены чаны съ водой для фонтановъ въ дни викторіальные и высокоторжественные».

«По описанію протоіерея Лѣвшина (1783) подъ лѣстницей, ведшей въ Рождественскій соборъ, были сдѣланы двѣ палатки, одна надъ другой, гдѣ жили Успенскаго собора псаломщики и пономари. Въ царствованіе Павла I, на мѣстѣ этихъ палатокъ была устроена военная гауптвахта, существовавшая здѣсь до половины настоящаго [т.е. XIX] столѣтія. До 1807 г. на Ивановскомъ столпѣ стояли часовые для наблюденія Городской части отъ пожаровъ».

Г. Истомин. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.

Подробнее с архитектурой можно познакомиться на слайдах ниже.

История

Современность

2008

После 90-летнего перерыва «Иван Великий» открывает двери для посетителей. Теперь здесь музей самого ансамбля, а также истории Кремля в целом. На первом этаже Звонницы находится выставочный зал, а на остальных — научные отделы музея. Во время службы в кремлевских соборах Звонница используется по прямому назначению.

Тоталитаризм

1929

Отмотаем память назад и увидим нечто неприятное: как многие старинные колокола погибают в горниле индустриализации «в связи с изысканием цветных металлов».

Революция

1918

Прежде того Кремль становится закрытой территорией большевиков. Тогда-то колокольня «Иван Великий» закрывается для посещения, в ней даже музея никакого не было создано.

Серебряный век

1913

Перепрыгнем через пропасть гражданской войны и обнаружим себя на закате царизма. Тогда при земляных работах на Соборной площади обнаружены фрагменты фундамента некого белокаменного сооружения. Решили, что это часовня XVIII века; находку частично срыли, частично опять засыпали, но впоследствии возникло предположение, что это были остатки первоначальной церкви Ивана Лествичника XIV века.

1896

При коронации Николая II на колокольне «Иван Великий» устроена электрическая иллюминация. Ток вырабатывали 70 динамомашин и 22 локомобиля, уместившиеся в пяти специально построенных сараях.

Николай I

1856

Во дни коронации Александра II колокол Реут при торжественном звоне сорвался с перекладин, проломил своды и раздавил несколько человек. Митрополит Филарет истолковал это как недобрый знак, и в самом деле, Александр II за свое царствование пережил много покушений и в итоге погиб от бомбы террориста.

1849-52

Погрузимся глубже в дореформенную эпоху. Архитектор К.А. Тон пристраивает к Звоннице со стороны Соборной площади крыльцо «в древнерусском вкусе». Первоначальное крыльцо было давным-давно разобрано великим М.Ф. Казаковым при Павле I ради строительства кордегардий, впоследствии взорванных французами.

Александр I

1817-19

Погрузимся еще глубже в прошлое, где кругами расходится эхо войны с Францией. Здесь огромный Успенский колокол переливают из старого, поврежденного при взрыве наполеоновскими саперами. Работу выполняют мастера Яков Завьялов (ему на тот момент 80 лет) и некто Русинов. Весьма примечательно, что творческий путь Завьялова начался в 1761 с отливки именно этого самого колокола. Тогда мастеру было 24 года. Что касается колокола, то корпус его украшают литые изображения царей Петра и Алексея, императора Александра I с семьей, московского архиепископа Августина, а также Деисуса и Успения Богородицы. Исключительная громадность Успенского колокола вызывала опасения при его установке: купец Богданов, владелец колокольного завода, еле получил разрешение на подъем своего изделия. Соорудили специальную каланчу рядом со Звонницей, но когда колокол достиг середины нужной высоты, в толпе началась паника: кто-то крикнул, что Иван Великий шатается. Никто не пострадал, но есть предположение, что неразбериху устроили карманники. Впоследствии купец Богданов любил по великим праздникам сидеть на ступенях Звонницы и слушать свой колокол, изливая слезы умиления.

1814-15

Возводятся здания Филаретовой пристройки и Успенской Звонницы, дошедшие до наших дней. Восстановительные работы возглавляют архитекторы Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготов. Восстанавливают с сохранением «по возможности старой архитектуры», но научной реставрации в то время еще не было, и старой архитектурой огульно считали готику. Есть версия, что именно тогда и появились готические элементы на Филаретовой пристройке. Достоверно известно, что классические фронтоны и фронтоны-ракушки появились на Успенской Звоннице именно с легкой руки архитекторов XIX века. На соседнем Архангельском соборе, несомненно древнем, присутствуют такие ракушки, так почему бы и сюда не налепить? Впрочем, получилось красиво.

1812

Наполеон входит в Кремль и учиняет там множество сомнительных деяний, одно из которых связано с колокольней «Иван Великий». За год до событий на колокольню был водружен новый железный крест, обитый медными, но хорошо позолоченными листами. Наполеон ошибочно решил, что крест состоит целиком из золота, и приказал его снять, дабы потом поставить над куполом Дома инвалидов в Париже. Учитывая высоту колокольни, снятие креста оказалось очень трудным делом. Некий русский крестьянин вызвался снять крест, однако Наполеон его расстрелял из презрения к такому низкому предательству. Над крестом тем временем кружились стаи воронов, и суеверный Наполеон промолвил: «Кажется, эти зловещие птицы хотят защитить его». После этого крест вообще сорвался с блоков и рухнул с таким грохотом, что это было слышно в Замоскворечье, и сломался. А вот другая версия:

«До слуха Наполеона дошло, что крестъ на Ивановской колокольнѣ золотой, и что въ народѣ сохраняется преданіе, что со снятіемъ сего креста неминуемо должны пасть свобода и слава Россіи. Наполеонъ приказалъ снять крестъ, но никто изъ французовъ не рѣшился на это дѣло. Тогда выискался одинъ русскій, и Наполеонъ былъ свидѣтелемъ, съ какой легкостью и проворствомъ охотникъ этотъ по веревкѣ взобрался на крестъ, съ необыкновенною скоростью разклепалъ его и спустилъ на землю. Но когда Наполеонъ увидѣлъ, что крестъ былъ только позолоченный, то, или, досадуя на обманувшую его надежду, или во имя правила своего „пользоваться предательствомъ, но презирать предателя“, — приказалъ тутъ же разстрѣлять измѣнника».

Москва. Иллюстрированный исторический путеводитель, 1872 г.

Впрочем, дальше французы дошли до предела варварства: заминировали Кремль. В результате подрыва погибла как Успенская Звонница, так и Филаретова пристройка, а вот «Иван Великий» выстоял: по нему лишь прошла трещина под третьим ярусом колокольни, столь прочны оказались его несущие конструкции и фундамент.

1809

Переместимся в допожарную Москву. При ремонте Филаретовой пристройки уничтожается большая часть золоченой надписи, восхвалявшей Романовых, остается только начало. Дней александровых прекрасное начало. Это можно расценить не иначе, как курьез.

Екатерина II

1775

Купец Семен Мозжухин переливает колокола «Медведь» и «Лебедь».

Временщики

1761

Отливка Успенского колокола при участии мастера Якова Завьялова, которому предстоит долгая литейная жизнь.

Петр I

1704

Колокольный мастер Иван Моторин отливает Семисотный колокол. Этот колокол звонил только в Великий пост, при этом тембр его был так красив, что в XIX веке его приходил слушать композитор А.Г. Рубинштейн. Для справки: самый известный проект Ивана Моторина — Царь-колокол.

Ранние Романовы

1679

Братья-мастера Василий и Яков Леонтьевы отливают колокол «Широкий», ширина которого превышает высоту. Примечателен этот колокол также необычайно мелким для такого предмета орнаментом, певучим и долго звучащим голосом, а также тем, что слова надписи отделяются точками.

1678

Федор Моторин отливает Даниловский колокол, который примечателен растительными орнаментами и изображениями ангелов. Колокол предназначался для Свято-Троицкого Данилова монастыря, откуда позже был перенесен в Кремль.

Вторая половина XVII в.

Рождественскую церковь преобразуют в Успенскую Звонницу. До этого между церковью и колокольней висел большой колокол, а рядом еще и стояла деревянная звонница, несущая еще более громадный колокол. Это выглядело довольно своеобразно (см. Кремленагард ниже).

1624

Строится Филаретова пристройка по распоряжению патриарха Филарета. По одной версии, ее автор — англичанин Джон Талер, который и внедрил готические детали, по другой — Бажен Огурцов.

1622

Литейный мастер Андрей Чохов отливает 32-тонный колокол Реут. Для справки: самый известный проект Чохова — Царь-Пушка.

Смута

1600

Засмотревшись на колокола, мы незаметно добрались до осевого времени для объекта нашей статьи. Здесь Борис Годунов замышляет масштабное строительство в Кремле. В частности, он хотел возвести огромную Вселенскую церковь, похожую на храм Соломона, дабы сподобиться соответствующей премудрости. Он пригласил множество мастеров и даже одобрил модель, которую они подготовили, однако до наступления Смуты удалось построить только красивое и совершенно нефункциональное завершение колокольни Ивана Великого с самохвальной надписью под куполом. Надпись, кстати, замазали штукатуркой при Лжедмитрии I, а восстановили ее лишь спустя столетие по повелению Петра Великого. Кроме того, существует легенда, якобы в пустотелом годуновском завершении колокольни Лжедмитрий хотел устроить костел для придворных Марины Мнишек.

Иван Грозный

1571

Мастер Иван Афанасьев отливает в Александровой слободе колокол «Медведь». Изначально он предназначался для Новгорода, однако оказался на кремлевской колокольне. Название дано по низкому ревущему голосу.

1557

Мастер Нестер Псковитинов переливает Корсунский колокол из старого, вывезенного из Херсона.

1555

В церковь Вознесения переносится со двора боярина Ивана Федоровича Мстиславского церковь Рождества Христова.

1550

В Германии отлит колокол «Немчин», позднее захваченный как трофей в ходе Ливонской войны (такова основная версия). Колокол украшает готическая надпись на немецком языке.

1543

Закончено строительство церкви Вознесения у колокольни «Иван Великий». Эта церковь имела сложное фигурное завершение в виде очень крупных волют. Автором проекта был итальянский архитектор Петрок Малый, автор стен Китай-города и церкви Вознесения в Коломенском, однако церковь была закончена уже после отъезда мастера из России.

Великое княжество

1531-32

Петрок Малый закладывает церковь Вознесения. Около того же времени немец Николай Обракер отливает «Лебедь» — благовестный колокол Василия III.

1508

Протрите глаза, мы приближаемся к самому главному: итальянский архитектор Бон Фрязин заканчивает строительство Ивановского столпа, которое заняло 3 года. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины. Выше идут три восьмигранных яруса, однако в оригинальном исполнении Бона на этом вся красота и заканчивалась. Впрочем, главной задачей зодчего было не украшательство, а устойчивость беспрецедентно высокого сооружения. Вначале в землю вколотили впритык множество деревянных свай разной длины. Затем на это свайное поле поставили фундамент, на него — ступенчатый белокаменный стилобат. На картинке ниже вы можете увидеть, как примерно это выглядело. На таком прочном основании уже можно было смело строить 60-метровое сооружение из кирпича.

Высотой, силуэтом и декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, однако те имеют, как правило, четырехгранную форму. Более сложный восьмерик Бон выбрал, вероятно, следуя русской традиции. Первоначально колокольня обходилась без побелки, стены были окрашены под кирпич с белокаменными деталями. Интересный факт: в колокола звонили с земли при помощи длинных шестов.

1505

Разбирается старый храм Ивана Лествичника. Вам ведь уже интересно, что это вообще за храм и откуда он взялся?

Удельное княжество

1346

Провалимся в Средние века. При князе Симеоне Гордом церковь Ивана Лествичника расписывается, а также отливаются для нее колокола. Отливал некий Бориско Римлянин — возможно, итальянец.

1329

А вот и развязка. При Иване Калите в течение одного лета строится первая церковь Ивана Лествичника. Был этот первоначальный храм небольшим и находился в центре Соборной площади, от него в культурном слое остался фундамент. Происхождение посвящения загадочно. Предполагают, что это патрональный святой Ивана Калиты, либо даже не только его самого, но и сына его, Ивана Красного. Наконец, есть более тонкая версия, что храм возводится по обету после удачного бескровного похода на Псков, где укрывался тверской князь Александр Михайлович. Коллизия между Александром Тверским и Иваном Калитой — это важный и яркий эпизод нашей истории, однако мы расскажем об этом при другом случае.

Источники

  1. Романюк С.К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  2. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  3. Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.
  4. Музеи московского Кремля
  5. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

У читателей «Истории на местности» принято бронировать авиабилеты через эту штуку:

Яндекс.Метрика