Моссфера

Кремль — Соборная площадь

Благовещенский собор и Казенный двор

Домашняя церковь московских князей и царей, а рядом — их же сокровищница

Описание

Облик

ПАНОРАМА...

В настоящее время Благовещенский собор имеет облик замысловатый и сложный, но структура его, на самом деле, проста: пятиглавый основной объем, окруженный по периметру крытыми галереями (с юга, запада и севера), на углах которых устроено четыре придела со своими главами (стены их тонкие, толщиной в один кирпич). Так складывается пышное девятиглавие. При этом нынешнее здание Благовещенского собора стоит на подклете более древнего храма-предшественника. Подробнее об этом скажем по мере погружения в прошлое далее по тексту.

С запада собор примыкает к Большому Кремлевскому дворцу, изначально здесь был устроен проход с княжеского (затем царского) дворца через галерею в церковь. Восточная же галерея не сохранилась, так же как и примыкавшая к ней палата Казенного двора. Вообще от Казенного двора (сокровищницы государевой казны) осталась только Подземная палата, связанная с Архангельским собором. Здесь мы коснемся истории Казенного двора, а содержимое сохранившейся палаты мы опишем в статье о Вознесенском монастыре. Почему? Позже узнаете!

А пока давайте осмотрим архитектурные слайды Благовещенского собора! Картинки кликабельны, их можно и нужно увеличивать, потому что на них подписаны архитектурные элементы, а это занимательно.

Интерьеры

ИНТЕРЬЕРЫ В 3D...

Несколько фресок сохранилось на фасадах Благовещенского собора (см. сайт музея), но это не идет ни в какое сравнение с неземной пышностью живописи внутри храма. В центральной части собора роспись касается трех основных сюжетов. Во-первых, иллюстрации Евангелия: праздники, притчи, чудеса, страсти, явления Христа по воскресении. Во-вторых, иллюстрации Апокалипсиса: события на небе, бедствия на земле, борьба добра и зла и торжество справедливости. Наконец, есть изображения князей. Интересен, кстати, главный иконостас Благовещенского собора: иконы нижнего яруса стоят «в заворот», то есть заступают на боковые стены. Раньше так стояли иконы по всей высоте иконостаса. Можно сказать, создавался эффект полного погружения. Подробнее о главном иконостасе...

Роспись хоров, вероятно, связана с находившимися там когда-то приделами храма-предшественника. Подробнее...

Центральной темой росписей западной галереи, примыкающей к дворцу, является родословие Иисуса Христа и уникальная иконография античных философов и поэтов: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля, Фукидида, Зенона. Есть разные версии, почему в христианском храме изображены языческие мудрецы. Например, в Средние века богословы любили толковать труды того же Аристотеля так, что он получался предтечей и даже отчасти провозвестником христианства, что увеличивало авторитет церкви.

Над входом в северную галерею находится фреска «Спас Нерукотворный», западную галерею украшают «Троица», Мучения отшельников и Собор Богородицы. На склонах сводов изображены библейские пророчества и основные этапы пути Христа к искупительной жертве и спасению. На лопатках стен написаны московские князья.

Интересны резные белокаменные порталы, ведущие в храм с западной и северной галерей. Они выполнены итальянскими мастерами в XVI веке. В этих порталах помещаются железные кованые двери, которые называются «златыми вратами», потому что на их лицевой стороне укреплены медные пластины, украшенные золотой наводкой. Технология такая: лист меди покрываете лаком, наносите рисунок, выскабливаете его, протравливаете, затем накладываете золотую амальгаму со ртутью. Потом прогреваете, золото соединяется с участками без лака — готово, двери восхитительны! А затевалась вся эта работа ради картин, перекликающихся со стенными росписями Благовещенского собора: здесь сцены самого Благовещенья, а также пророчества о Богородице и, опять-таки, античные философы. Особенности порталов см. на картинках ниже.

Портал, выходящий из храма на южную галерею, в отличие от двух других, выполнен в традициях древнерусского зодчества. Сама же галерея почти полностью утратила первоначальный облик, но реставраторы раскрыли некоторые детали декора времен Ивана Грозного, имеется целая экспозиция резных деталей. На южной галерее также действует выставка древних икон. Подробнее...

Реликвии

Южнее южной галереи в XIX веке появилась небольшая пристройка, в которой находится комплекс христианских реликвий. В первую очередь, это рака, стилизованная под русскую гробницу XVI века. В раке покоится 28 ковчегов с мощами. Эти драгоценные старинные ковчеги имеют свою отдельную историю, которая предстанет перед вами далее по тексту. Мощевики первоначально хранились в Казенной палате, затем перешли в ризницу Благовещенского собора, затем в его же алтарь. Теперь же, в поздней южной пристройке, ларцы вернулись на свое исконное место, так как пристройка находится аккурат на месте Казенной палаты.

Подробности о росписях купола, сводов и люнетов... (заодно узнаете, что такое люнеты...) росписи алтарных помещений... об апокалипсических росписях... об изображениях святых византийских императоров и русских князей...

Наконец, в древнем подклете Благовещенского собора существует выставка «Клады и древности московского Кремля». Более 1500 экспонатов многогранно и полно отражают состав кремлевских кладов и сокровищниц. Примечательно, что выставляется все это в помещениях, которые до постройки Казенной палаты служили хранилищем великокняжеской казны. Самые ранние экспонаты относятся к XII веку, времени основания Москвы. Тематика экспозиции: оружие и воинское снаряжение, ювелирное искусство, денежные слитки и монеты. Сам по себе подклет тоже крайне интересен, поскольку является одним из двух подлинно сохранившихся и доступных для изучения памятников раннемосковской архитектуры XIV века. Второй такой памятник — церковь Рождества Богородицы в Сенях.

Ниже идут примеры искусств, украшающих собор. Кликайте по этим картинкам, тогда увидите их крупно, да еще и с подписями, что там к чему.

История

Современность

2012

В подклете собора открывается обновленная археологическая экспозиция музея.

2011

Открывается современная экспозиция в южной галерее.

2006-10

Во время реставрации южной галереи раскрыт керамический пол грозненского периода. В восточной части реконструирован фрагмент пола из ромбовидных керамических двухцветных плиток.

2002

Патриарх Алексий II отслужил молебен в честь второй годовщины инаугурации президента России В.В. Путина.

1995

Патриарх Алексий II после литургии выпускает на волю голубей, следуя старинному русскому обычаю Благовещеньева дня.

1993

Возобновляются богослужения на престольный праздник Благовещенья. Службы ведет Патриарх Московский и Всея Руси.

Поздний СССР

1989

Благовещенский собор отмечает 500-летний юбилей. На южной галерее открывается выставка икон и церковной утвари, связанной с историей собора.

1988

Во время земляных работ найден Большой кремлевский клад. Многие находки экспонируются в подклете Благовещенского собора.

Тоталитаризм

1949

Восстановление южного портала конца XV в.

Революция

1918

Собор передан музею.

1917

Во время Октябрьского вооруженного восстания большевики попадают снарядом в Благовещенский собор, разбит угол южного крыльца.

Серебряный век

1896

Мастера ювелирной фирмы И.П. Хлебникова создают новый оклад для иконостаса.

Великие реформы

1894-96

Архитектор Н.В. Султанов выигрывает императорский конкурс и создает цокольную часть иконостаса.

1894

Мастера московской фабрики А.М. Постникова создают раку для священных реликвий в южной пристройке Благовещенского собора (проект утвержден императором). Отливается также ажурная решетка, отгородившая южную пристройку от галереи. Отчеканены два напольных 15-свечных подсвечника изумительной красоты.

Николай I

1838

А вот мы уже в крепостнической России. Появляются новые столбики, сень и корона над ним на Царских вратах Благовещенского собора.

1836-37

А.К. Малахов расписывает стены Никольского придела и южную паперть.

1835

Московская мастерская Кузнецова выпускает два кандила для Благовещенского собора (не путать с кадилами).

Александр I

1818

Новые Царские врата изготавливаются из обветшалых серебряных предметов, хранившихся в ризнице Благовещенского собора.

1812

Наполеоновские солдаты похищают Царские врата, светильники, да и вообще все.

Екатерина II

Конец XVIII в.

Перенесемся в допожарную Москву, еще не пострадавшую от Наполеона. Появляется медное посеребренное литое кандило на северной галерее Благовещенского собора. Оно происходит из церкви Вознесения Словущего Большого Кремлевского дворца.

1770

По повелению Екатерины II производится подновление Благовещенского собора. Обновлению поверглись росписи (с сохранением исконного рисунка), затем при «изумительном стечении народа» собор был заново освящен преосвященным Амвросием со всеми находившимися в то время в Москве чинами духовенства. Кроме того, состоялся снос конюшенной палаты, стоявшей подле собора. На этом заканчивается наземная история Казенного двора.

Временщики

1758

Казенный двор и его палата перестраиваются в галереи, в которых помещаются оружейная мастерская и конюшенная палата.

Петр I

1697

Петр I повелевает подновить Благовещенский собор.

1692

«Построена лампада» для соборной церкви Ростова Великого, а потом эта лампада очутилась в Благовещенском соборе.

Ранние Романовы

1681

А вот уже мы в допетровской Москве. Мощевики помещаются в алтарь Благовещенского собора по сторонам горнего места. Хранились они там в деревянных шкафах за государевой печатью.

1673

Перестройка Конюшенной палаты у Казенного двора с обустройством «вислого каменья» у семи окон.

1663

Поскольку в состав Казны входили также драгоценные царские наряды, то на Казенном дворе строятся и специальные портная и скорнячная палаты.

Середина XVII в.

Достоверно известно, что к этому времени роскошный каменный пол в соборе уже был. Что за пол? Читайте дальше!

1645

Стефан Вонифатьев, бывший до того диаконом Благовещенского собора, становится этого же собора протопопом и, соответственно, духовником царя Алексея Михайловича. Впоследствии Вонифатьев основал «Кружок ревнителей благочестия» — сообщество начитанных и искусных проповедников. Об этом подробнее расскажем позже, в статье о палатах Ртищева.

1633

Создание раки на мощи великомученика Меркурия.

1628

По заказу царя Михаила изготавливается серебряная лампада, которая сейчас висит напротив южного портала под сводом галереи.

1625

Создание раки на мощи архимандрита Кумненоса. По ссылке приводятся изощренные подробности и особенности этой раки.

1613

Сначала благовещенский протопоп Иоанн принимает участие в избрании на царство Михаила Романова, а потом его преемник Кирилл принимает участие в коронационных торжествах. А теперь задержите дыхание: сквозь Смуту мы провалимся в грозненскую эпоху...

Смута

1610

Польский король Сигизмунд III возвращает сомнительного протопопа Терентия в Благовещенский собор. Этот же Терентий известен (предположительно) как автор «Повести о видении некоему мужу духовному», идея которой сводится к покаянию всего народа и окончанию междуусобицы.

1606

Василий Шуйский увольняет протопопа Терентия как ненадежного. Что же с ним не так?

1605

А вот что: благовещенский протопоп Терентий произносит приветственную речь Лжедмитрию I. В тот же год изготавливаются раки на мощи мучеников Киприана епископа и Акепсима епископа.

1604

Создание раки на мощи Иоанна Милостивого, мученика Элевферия и преподобной Феодосии.

1603

Создание раки на мощи апостола Тита, святого Спиридона, святого Козмы и мученика Мамонта, а также раки на мощи евангелиста Марка и преподобного Григория Декаполита, на мощи святой Анны и мученицы Варвары.

1599

Создание раки на мощи пророка Даниила, мученика Анфиногена и великомученика Иакова Перского.

Конец XVI в.

Начало изготовления золоченых ковчегов для мощей. При Борисе Годунове ювелиры начали работать целенаправленно и создавали 5-6 рак в год. Есть версия, что эти драгоценные ларцы готовились для алтаря Вселенского храма, который мечтал построить в Кремле Борис Годунов.

Иван Грозный

1570

Изготавливается один из двух мастерски исполненных и богато украшенных выносных запрестольных крестов. В этот же год опричное войско Ивана Грозного громит Новгород. Непосредственным организатором разграбления архиерейского двора и храмов был Евстафий, протопоп Благовещенского собора. Он же способствовал низвержению святителя Филиппа.

1550-ые

Иван Грозный повелевает возвести над западной частью собора две глухие главки, а на углах галерей — 4 небольшие придельные церкви: в честь Собора Богородицы, Собора Архангела Михаила, Входа Господня в Иерусалим, Василия Неокесарийского (ныне — в честь Александра Невского). Посвящения приделов связаны с политическими событиями того времени: взятием Казани и Полоцка, венчанием на царство Ивана Грозного.

Купола и кровлю покрывают медными позолоченными листами. Примерно таким мы знаем собор сегодня. Тогда же южное, «итальянское» крыльцо щедро изукрашивается резьбой. Это крыльцо служило одновременно входом в Казенную палату и называлось также неофициально «грозненским». Есть легенда, что за грехи Ивану Грозному запретили присутствовать на службе в его собственной домашней церкви, и тогда царь пристроил это крыльцо, чтобы с него слушать службу. Тем не менее, на самом деле крыльцо здесь было изначально, но Иван Грозный действительно был подвергнут епитимье и лишен права входа в церковь. Как вы думаете, за что? За незаконный четвертый брак (с Анной Колтовской), не за пытки и казни.

Кроме того, легенда гласит, что в это время по повелению, опять же, Ивана Грозного укладывается в соборе каменный пол из плиток агатовидной яшмы, которую привезли из Ростова Великого, куда она, в свою очередь, попала из Византии.

А еще предполагается, что в это время создается очень драгоценный и редкий для России того периода выносной запрестольный крест.

1547

Благовещенский собор горит в большом московском пожаре. В частности, погибают росписи. Сразу после пожара вспыхивает народное восстание: тяглый люд истребляет бояр Глинских, родственников Ивана Грозного, ставя им в вину как сам пожар, так и прошлые злоупотребления. Интересно, что народ обвинял бабку царя Анну Глинскую в том, что она подожгла город с помощью колдовства: «княгиня Анна с детьми волхвовала, вынимала сердца человеческие, да клала их в воду, да тою водою, ездя по городу, кропила — оттого Москва и выгорела». Этот навет целенаправленно распространялся группой бояр, среди которых затесался и протопоп Благовещенского собора, царский духовник Федор Бармин.

Буйная толпа пролетариата подступала и к царскому дворцу в Воробьеве, требуя выдать оставшихся в живых Глинских, однако кончилось дело тем, что царь казнил нескольких зачинщиков мятежа, причем не распространителей клеветы о колдовстве, а обывателей. Интригующие же бояре были уничтожены много позже и по другому поводу.

По окончании восстания к Ивану Грозному с обличительной речью обратился Сильвестр, новый протопоп Благовещенского собора. Он «опустил царя с небес на землю» и убедил его, что пожар — это божья кара за неправедные поступки царя. Вскоре Сильвестр стал одним из лидеров «Избранной рады», под влиянием которой в середине XVI века проведено несколько важных реформ. Кроме того, Сильвестр известен как составитель и автор «Домостроя» — обширного сборника правил и наставлений на все случаи жизни.

Великое княжество

1523

В завещании Василия III упоминается царский духовник Василий Кузьмич, протопоп Благовещенского собора. По этому случаю стоит припомнить, какова была роль таких благовещенских протопопов: без их участия не обходилось ни одно важное событие в царской семье, именно они переносили царские регалии из дворца в Успенский собор во время коронации и они же крестили царских детей.

1520

Паперти собора украшаются росписью.

1508

Василий III повелевает навести в соборе красоту: вызолочен «верхъ церковный », иконы иконостаса «обложены серебромъ, и златомъ, и бисеромъ», а художник Феодосий (сын знаменитого Дионисия) «подписалъ церковь златомъ».

1489

Вот мы и добрались до самого главного. Завершается строительство домашнего великокняжеского собора, и митрополит Геронтий освещает его в честь Благовещенья.

1485

А вот заложен «погреб на Казенном дворе» — старейшая сохранившаяся до наших дней гражданская постройка всей Московской Руси. Ввиду своего положения этот памятник ныне называется Подземной палатой Казенного двора (а еще Судной палатой).

1484

Наконец, вот псковские мастера Кривцов да Мышкин начинают строить кирпичный собор, третий на этом месте, по повелению Ивана III на белокаменном подклете храма-предшественника. Те же мастера построили митрополичьи палаты и церковь Ризположения, а вот со строительством Успенского собора они не справились. Первоначально Благовещенский собор был трехглавым, крытые галереи окружали его по всему периметру.

В это же время заложена Одностолпная казенная палата, примыкавшая к собору с востока. Чтобы прикинуть, как она выглядела, достаточно взглянуть на построенную несколькими годами позднее Грановитую палату. Сходна и планировка: большой одностолпный зал с сенями и крыльцом на нижнем этаже. В Казенной палате хранилась не только княжеская казна и особо ценная домашняя утварь, но и святые мощи, выносимые на площадь на Страстной неделе.

Южнее Казенной палаты, где ныне проезд, располагался сам Казенный двор, огороженный каменными стенами. С Соборной площадью его соединяли ворота, располагавшиеся у юго-западного угла Архангельского собора.

1482-83

Иван III начинает строительство новой великокняжеской резиденции и сносит старый белокаменный храм Благовещенья.

1416

Возводится второй белокаменный храм-предшественник, посвященный Благовещенью. Он был четырехстолпный, трехапсидный. Первый же храм-предшественник был вообще бесстолпным и имел при этом подклет и одну апсиду.

1404

Первый Благовещенский храм украшается настенными росписями: «... начаша подписывати церковь каменную святое Благовѣщеніе на князя великаго двора, а мастеры бяху Ѳеофанъ иконникъ Гречинъ да Прохоръ съ Городца, да чернецъ Андрей Рублевъ, да того же лѣта кончаша ю».

Удельное княжество

1397

Строится белокаменный храм-предшественник, от которого до наших дней сохранился подклет. Это была дворцовая, точнее, домашняя церковь великокняжеской семьи: в ней совершались таинства крещения и брака великих князей и царевичей.

1291

Гипотетическая дата строительства первого (деревянного) Благовещенского храма на княжеском дворе.

Начало Москвы

1238

Батый осаждает Москву. Жители закапывают в землю множество ювелирных изделий и прочих ценностей, которые в качестве кладов можно наблюдать в экспозиции подклета Благовещенского собора.

Источники

  1. Романюк С.К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  2. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  3. Александр Можаев. Дворцы Кремля — 2.
  4. Православная энциклопедия.
  5. Музеи московского Кремля.
  6. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

У читателей «Истории на местности» принято бронировать авиабилеты через эту штуку:

Яндекс.Метрика