1382
Пожар от набега Тохтамыша. Убиты монахи и Спасский архимандрит Симеон. Вскоре Дмитрий Донской восстанавливает монастырь, завещая потомкам каждый год на Спасов день выделять обители 15 рублей.
1378
Дмитрий Донской назначает архимандрита Спасского монастыря, своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя московским митрополитом. История такая…
После смерти митрополита Алексия, святителя московского, встал вопрос о его приемнике. Константинопольский патриархат назначил главой Русской церкви митрополита Киприана, преподобный Сергий Радонежский отказался от сана и рекомендовал суздальского епископа Дионисия, а сам Дмитрий Донской, вопреки возражениям, назначил митрополитом Михаила-Митяя, который еще недавно был мирянином и не прошел длительного послушания.
Митрополит Михаил вынужден был отправиться в Константинополь для официального утверждения своего сана. Епископ Дионисий решил опередить его, но был взят под стражу великим князем. Тогда он пообещал никуда не ехать, если его освободят, и за него поручился Сергий Радонежский. Однако непоседливый Дионисий подвел преподобного: как вышел на волю, так сразу сел и поехал.
Но вышло так, что митрополит Михаил в дороге погиб:
Иніи глаголаху о Митяй, яко задушиша его, иніи же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людіе не хотяху Митяя видети въ митрополитехъ; но единъ князь великій хотяше.
Никоновская летопись
После этого начинается полный бардак. Свита усопшего митрополита Михаила в ходе ожесточенных дебатов прямо на корабле выбирает из своей среды митрополита Пимена. Составляются фальшивые грамоты для константинопольского патриарха, который, однако, действительно утверждает в сане Пимена, а Киприана назначает митрополитом Литвы и Малороссии.
Дмитрий Донской критически отнесся к такому повороту событий. На подъезде к Коломне митрополит Пимен был арестован и сослан в Чухлому. В течение года обязанности главы Русской церкви исполняет Киприан, хотя константинопольский патриарх бомбардирует великого князя письмами в поддержку Пимена.
В итоге Дмитрий Донской ссорится с Киприаном, возвращает Пимена, однако быстро заменяет его на Дионисия. Патриарх по просьбе князя утверждает Дионисия, а Пимена судят церковным судом и лишают сана, что не мешает ему еще несколько лет в явочном порядке пользоваться митрополичьими привилегиями. Когда Дмитрий Донской прознал об этом, Пимен тайно поехал в Константинополь, однако на Черном море его захватывают разгневанные кредиторы. С трудом откупившись от них, Пимен освобождается и в итоге умирает в Халкидоне.
О дальнейшем ходе интриг мы расскажем как-нибудь отдельно в нашем паблике, а не в статье о церкви Спаса на Бору.
1375
Дмитрий Донской назначает архимандритом Спасского монастыря своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя.
1374
Иоанн II Непейца, архимандрит Спасского монастыря, отходит на безмолвие.
1365
Горит Москва, в том числе Спасский монастырь в Занеглименье. Монахов из него переводят в кремлевский Спасский монастырь, который становится с этого времени мужским. А старых его монахинь переводят в Алексеевский монастырь близ дворцового села Семчинского.
1364
Погребение княгини Александры Ивановны, вдовы Ивана Красного.
1353
Симеон Гордый принимает постриг перед смертью. В том же году Спасским архимандритом становится Иоанн II.
1350
Симеон Гордый пристраивает притвор к собору Спаса на Бору.
1346
Спасским архимандритом становится некий Петр.
1345
Иконописец Гайтан и его команда расписывают собор Спаса на Бору. Погребение великой княгини Анастасии Гедиминовны, первой жены Симеона Гордого, дочери великого князя литовского. А умерла она от чумы.
1340
Иван Калита принимает постриг в Спасском монастыре.
1331
Погребение великой княгини Елены, жены Ивана Калиты.
1330
Иван Калита закладывает на своем дворе каменную церковь Спаса Преображения (второй каменный храм Москвы после Успенского собора). Храм освящает митрополит Феогност. Существует предание, что монастырь у церкви Спаса появляется именно в этом время: мол, Иван Калита перевел в Кремль Даниловскую архимандрию, основанную его отцом, князем Даниилом Александровичем, в 4 верстах от кремля при церкви св. Даниила. Даниловский монастырь в действительности остался на прежнем месте, другое дело, что его имущество перешло под управление Спасской архимандрии, так что старая Даниловская обитель приходила постепенно в упадок и воспряла только при Иване Грозном.
Так или иначе, при строительстве каменного храма Иван Калита назначил в Спасский монастырь нового архимандрита — «мужа сановитаго и словеснаго и любомудраго сказателя книгамъ, и учительнаго божественныхъ писаній», а звали его Иоанн. Великие князья с этого времени и впредь наделяют Спасский монастырь вкладами, имениями и льготами.
По мнению Ивана Забелина, назначение такого интеллигентного архимандрита свидетельствовало об интеллигентности самого Ивана Калиты.
1319
В Спасский монастырь переносят тело великого князя Михаила Тверского, погибшего в Орде. По истечении 10 месяцев мощи увозят в Тверь. Это первое упоминание Спасского (или Спасопреображенского) монастыря, и на тот момент он был женским.
А история с Михаилом Тверским такая. Его племянник, московский князь Юрий Данилович, обвинил дядю в гибели своей жены Кончаки-Агафьи, сестры ордынского хана Узбека. Это он сделал из зависти, чтобы отобрать не полагающийся ему по закону ярлык на великое княжение. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Михаил Тверской умер под пытками. Ему предлагали сбежать, но он отказался, чтобы не подставлять свой народ.
Юрий же получил ярлык, захватил Можайск и Коломну, однако в итоге был убит в Орде сыном князя Михаила, Дмитрием Грозные Очи, которого самого казнили потом за самоуправство. Временное пребывание останков Михаила Тверского в Спасском монастыре на дворе его убийцы Юрия Даниловича — это, пожалуй, довольно циничный ход.
1272
Князь Даниил Александрович строит, по преданию, деревянный храм в честь Спаса Преображения. Праздник посвящен евангельскому событию: Иисус поднялся с тремя ближайшими учениками на гору для молитвы и явил им Божественное величие и славу. Звали этих учеников Петр, Иаков и Иоанн. В народе праздник известен как Яблочный Спас.