Моссфера

Кремль — Соборная площадь

Церковь Ризоположения

Жемчужина на задворках Соборной площади

Описание

Как видно из панорамы, храм задвинут в угол за громадой Успенского собора, монументальные линии которого контрастируют с изящным декором маленькой церкви Ризоположения. Пара слов о посвящении храма. Праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы отмечается православными 2 (15) июля, история своеобразна. Богородица завещала ризу благочестивой вдове в городе Назарете, и дальше риза передавалась от одной благочестивой вдовы к другой в течение 400 лет. Потом два византийских брата-аристократа совершали паломничество через Назарет и наткнулись на вдов, хранящих реликвию, вокруг которой происходили чудесные исцеления.

Узнав, в чем дело, братья заказали копию ковчега, тайно подменили оригинал и выкрали реликвию. Она хранилась поначалу втайне в их домовой церкви в Константинополе, однако начавшиеся чудеса привлекли внимание церкви. Братья сдали ризу патриарху и императору, а они положили ее во Влахернскую церковь (пригород Константинополя). В честь этого события и установили праздник.

Известно чудо 860 года: язычники-русы приплыли грабить Константинополь, но патриарх и император окунули ризу Богородицы в воду залива Золотой Рог, после чего поднялась буря, разметавшая корабли русов. Тем не менее, риза почитается в России как нигде.

Давайте теперь осмотрим архитектуру храма. Писать долго, поэтому кликайте по картинкам ниже, мы разложили детали и элементы, как на блюдечке.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тем, кто желает копнуть глубже, предлагаем ссылки на сайт музея: полный осмотр интерьера, описание «тощих свечей» и паникадила, выставка «Русская деревянная скульптура XV-XIX вв.» (в крытой галерее храма), стенопись, иконы. Мы же сфокусируемся на истории храма.

История

Современность

2008

Живопись окончательно расчищают, укрепляют и дописывают. В том же году расчищают и реставрируют кирпичную кладку и цветовой декор северного перспективного портала церкви со стороны паперти. Северный фасад — это со стороны Патриаршего дворца.

2006

На восточной стене северной паперти церкви, над лестницей, частично расчищают остатки живописи конца XIX века. Позднее происхождение побудило к полной реставрации и воссозданию утраченных частей этого живописного сюжета (в отношении древней живописи при реставрации применяется только метод консервации сохранившихся фрагментов).

1996

На северном фасаде церкви, в нише, раскрыта фреска на мотив храмового праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы, создание которой относят к XVII веку. Обновление экспозиции деревянной скульптуры.

Поздний СССР

1980

Обновление выставки деревянной скульптуры.

1965

Завершение реставрации, открытие храма-музея для посещения. Восстановление терракотового фриза апсид. Возрождение выставки деревянной скульптуры под руководством Н.Н. Померанцева.

1950-ые

Реставрация икон. Когда сняли поздние слои, стало видно, как первоначальная живопись икон сочетается с блеском окладов и венцов, выполненных в комплекте с ними.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тоталитаризм

1930-40-ые

Восстановление первоначального покрытия храма по закомарам, формы купола, северного и западного порталов XVII века. Тогда же Печерскую часовню разбирают как позднюю пристройку, при этом навсегда исчезает образ Печерской Богоматери.

1933

Возобновление службы на храмовый праздник.

Революция

1923

Трудами Н.Н. Померанцева открывается выставка деревянной скульптуры. Подвижник Померанцев собирал экспонаты из приговоренных большевиками церквей. У выставки давняя история, как видите.

1922

Убирают пристройки позднего времени с южной стороны храма и восстанавливают формы окон и южного портала XV века.

1919

Начало советской реставрации.

1918

Церковь передают Музеям Московского Кремля.

1917

Красноармейцы разоряют Печерскую часовню.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1856

Опустимся не просто в дореволюционное, а в дореформенное время. Полное освящение храма после многолетних реставрационных работ.

1843

Делаются новые решетчатые двери, по рисункам академика Солнцева художники расписывают сени и коридоры, примыкающие к церкви Ризоположения, в византийском духе. В то же время комиссия архитекторов во главе с Тоном выселяет причт из подклета церкви, потому что он усугубляет шаткость постройки, да и не дело жить в такой тесноте в неприспособленном для этого помещении.

1838

При строительстве Большого Кремлевского Дворца ремонтируется и церковь Ризоположения.

Александр I

1813

Церковь освящают заново после нашествия французов.

1812

Из-за французских бомб в алтарной части церкви прошла трещина.

Временщики

1756

Провалимся еще глубже в прошлое. Архитектор Мичурин составляет план реставрации церкви Ризоположения. Тем не менее, неизвестно, был ли этот план исполнен.

1738

Деревянная кровля церкви заменяется на железную, при этом крыша церкви красится в красный цвет, а глава — в зеленый. Как нетрудно заметить, это совсем не те цвета, которые мы видим сейчас.

1737

И без того ветхая церковь Ризоположения страдает еще и от пожара. С образа Печерской Божьей Матери снимают оклад, опасаясь повреждений. Входная лестница, ведущая к иконе, тоже сгорела.

1735

Для защиты от сырости лучшую утварь церкви Ризоположения переносят в ризницу Воскресенского храма.

1730

Церковь совсем обветшала.

Петр I

1722

Осмотр церкви Ризоположения выявляет удручающую ветхость.

Ранние Романовы

1687

А вот мы у истоков европеизации. Борис Давыдов для церкви Ризоположения пишет картину «Страшный суд» живописным, а не иконописным письмом. Кроме того:

Церковь Ризоположения (Кремль)

Извеков, Николай Дмитриевич. Церковь во имя Положения Ризы Богоматери во Влахерне с часовнею Печерской Божией Матери при Большом Кремлевском дворце в Москве / протоиер. Н. Д. Извеков. - М. : Рус. печатня, 1912.

1686

Семен Золотой обновляет некоторые росписи.

1682

При пожаре сгорела крыша церкви Ризоположения, киот у образа Печерской Божьей Матери, и ведущая к нему лестница, и рундук.

1653

Церковь присоединяется к хоромам цариц и царевен с названием «верховой» или «на сенях». Паперть становится переходом из церкви во дворец. Более того, небольшой прогончик между дверями паперти и Успенским собором огораживался, и по нему в собор проходила из своего жилища женская часть царской семьи.

Середина XVII в.

На западной стене церкви Ризоположения помещают образ Печерской Божьей Матери. Этот список чудотворной иконы и Киево-Печерской лавры, по преданию, последовал за русскими митрополитами из Киева во Владимир, далее в Москву. Икона в киоте висела на наружной стене церкви, прямо напротив окон Золотой Царицыной палаты, поэтому привлекла особое внимание цариц и царевен. Вскоре вокруг иконы соорудили специальную часовню. По этой часовне иногда и вся церковь называлась Печерской.

1649

Патриарх Иосиф жертвует две монументальные свечи, называемые «тощими». Слово «тощий» означало «пустой внутри». «Тощие свечи» — это огромные разукрашенные подсвечники, выполненные из дерева или воска.

1644

При патриархе Иосифе церковь Ризоположения перестраивается и подновляется. Узкие щелевидные окна растесывают, чтобы было больше света. Сооружают крытую галерею с северной стороны. Там сейчас выставка деревянной скульптуры.

1628

Плотник Осип Иванов мастерит киотец для образа Георгия Победоносца. Тем временем Назар Истомин с другими мастерами готовит икону Ильи-пророка в киоте. Назар Истомин — потомственный иконописец, иконостас церкви Ризоположения — одна из лучших его работ.

1627

Назар Истомин создает после пожара новый иконостас для церкви Ризоположения. Он сохранился до наших дней.

1626

Освящение придела Георгия Победоносца. После этого храм горит в кремлевском пожаре.

1625

Патриарх Филарет поселяется в восстановленном после польского разграбления Патриаршем дворце и закладывает при церкви Ризоположения придел в честь Георгия Победоносца. Федор Васильев расписывает придел, а Назар Истомин пишет местный образ самого Георгия.

Иван Грозный

1589

А вот что было по ту сторону Смуты. Первый Патриарх Московский Иов при поставлении в сан завершает церемонию торжественным выходом через сени церкви Ризоположения.

Вторая половина XVI в.

Северный и западный порталы храма заменяют на кирпичные, а до того они были белокаменные.

1547

Митрополит Макарий возобновляет церковь после пожара.

Великое княжество

1486

Освящение храма.

1484

Митрополит Геронтий закладывает новую церковь Ризоположения, так как храм-предшественник прекратил существование (неизвестно точно, почему и как). Строили новый храм псковские мастера Кривцов да Мышкин. Строили из кирпича в раннемосковском стиле. После всех реставраций церковь выглядит почти первозданно, за исключением галереи и переходов в Теремной дворец.

1451

После «скорой татарщины» митрополит Иона закладывает Ризоположенский храм на Митрополичьих палатах. История такова: пришла армия ордынского царевича Мазовши (Азов-Шах). Стали татары грабить посады московские, да вдруг ночью снялись с лагеря и спешно ушли, побросав награбленное. Случилось это в день Ризоположения. Московиты решили, что это чудо, и основали церковь в честь соответствующего праздника. Отступление татар вызвала внутриполитическая обстановка в Орде.

Картинки подписаны и кликабельны.

Источники

  1. Романюк С.К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  2. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  3. Музеи Московского Кремля.
  4. Извеков, Николай Дмитриевич. Церковь во имя Положения Ризы Богоматери во Влахерне с часовнею Печерской Божией Матери при Большом Кремлевском дворце в Москве / протоиер. Н. Д. Извеков. - М. : Рус. печатня, 1912.
  5. Константин Михайлов. Москва, которую мы потеряли.
  6. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

Моссфера

Яндекс.Метрика