Моссфера

Кремль — Дворцовый квартал

Собор Спаса на Бору

Один из древнейших храмов Москвы, снесенный большевиками для строительства Гостевой пристройки БКД

Описание

Пристройка находится во внутреннем дворе Большого Кремлевского дворца и является режимным объектом. Простому человеку практически невозможно увидеть ее не то что изнутри, а даже снаружи. Мы не будем подробно останавливаться на убранстве гостевой пристройки, но не потому, что оно неинтересное, а просто существует специальное видео из первых рук.

Картинка кликабельна.

История

Современность

2001

Во время визита в Москву в Гостевой пристройке останавливается лидер КНДР Ким Чен Ир.

1994—1999

Интерьеры гостевой пристройки перестраиваются в парадном стиле, присущем Большому Кремлевскому дворцу. Автор концепции — Илья Глазунов. На пяти этажах размещаются залы Отечественной войны 1812 года, Красный, Николаевский, Александровский и Петровский, а также Малахитовое фойе. Стены залов обильно увешаны тематическими картинами самого Ильи Глазунова, его учеников и сына Ивана.

1997

Археологи обнаруживают остатки фундамента западной стены храма, а также белокаменные детали храма времен Ивана Калиты и захоронения бывшего кладбища Спасского монастыря.

Картинка кликабельна.

Тоталитаризм

1930-е

На месте древнего монастырского кладбища прокладывают коллектор.

1933—1934

Илларион Иванов-Шиц строит гостевую пристройку Большого Кремлевского дворца на месте церкви Спаса на Бору.

1933

Несмотря на протесты видных реставраторов, таких как Петр Барановский, 1-го мая собор Спаса на Бору снесен. При этом обнаруживают фрагменты белокаменного декора старой версии собора времен Ивана Калиты. Судьба захоронения святителя Стефана Пермского неизвестна.

1932

Политбюро ЦК ВКП(б) принимает предложение Авеля Енукидзе о сносе храма. Впрочем, гуляет такая городская легенда: Сталин, мол, увидел возле церкви наваленные в беспорядке дрова, рассердился и сказал: «Безобразие! Убрать!» А сталинисты, мол, не поняли, что именно убрать: дрова или церковь, так убрали и то, и другое от греха подальше.

1929

В связи с запретом колокольного звона в Москве и изысканием цветных металлов собор Спаса на Бору лишается колоколов.

Картинка кликабельна.

Серебряный век

1897

Над иконой Гурия, Самона и Авива устанавливают бронзовую сень по рисунку академика Андрея Павлинова.

1896

В память 500-летия кончины Стефана Пермского Пермско-Стефановское братство жертвует храму большую серебряную лампаду.

Картинки кликабельны.

Великие реформы

1890

Усердием ктитора Московских придворных соборов Петра Смирнова гробница Стефана Пермского окована позолоченным серебром с узорчатым рисунком, а сверху установлен бронзовый балдахин.

1856—1863

Федор Рихтер проводит полную реставрацию собора Спаса на Бору. Позднейшие пристройки уничтожаются. Внутри храм расписывает в византийском стиле живописец Рогожкин. В 1863 храм освящает митрополит Филарет.

Картинки кликабельны.

Николай I

1836

Федор Солнцев находит два захоронения с украшениями. Есть гипотеза, что это княжич Иван Дмитриевич и его бабка княгиня Александра.

Александр I

1817

Церковь Спаса на Бору перестает быть собором. Теперь это ружная церковь (безземельная, на жаловании), приписанная к дворцовому собору Спаса Нерукотворного.

1812

В соборе Спаса на Бору укрывают ценности из других церквей. Французы все равно грабят собор, однако главные ценности уцелели.

1801

После упразднения Сретенского собора и церкви Похвалы Богородицы на Потешном дворе в церковь Спаса на Бору переносят часть икон и утвари из них.

Картинки кликабельны.

Екатерина II

1767

Архитектор Яковлев разбирает и заново собирает собор, причем заменяет обветшавший известняк на кирпич. Сергей Романюк придерживается другой точки зрения: мол, эти работы в 1760–1763 провел Матвей Казаков, потому что известна гравюра Спаса на Бору его работы. Но это только гипотеза.

Временщики

1737

Возобновление церкви Спаса на Бору после Троицкого пожара.

1727

Сквозь кровлю церкви аж лес пророс, до того она обветшала. К этому времени, кстати, собор Спаса на Бору был уже не царским, а для прислуги.

Ранние Романовы

1635

К этому времени собор Спаса на Бору обстроен малыми церквами: насчитывается 11 приделов.

Иван Грозный

1554

Возобновление собора после пожара при Иване Грозном. Известно, что около собора в то время стояли хоромы казанского хана Утямыш-Гирея, сына царицы Сююмбике.

1549

Церковный собор причисляет Стефана Пермского к лику святых.

Великое княжество

1527

Возобновление собора Спаса на Бору при Василии III. Освящает митрополит Даниил. Через какое-то время после этого к храму с южной стороны пристраивают придел Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива (такой придел есть у Софии Новгородской; возможно, это не простое совпадение).

1491

Спасский монастырь переходит на Крутицкий холм за тогдашней городской чертой. Теперь он называется Новоспасский. А собор Спаса на Бору становится дворцовым, ведь не дело же, чтобы посреди нового государева двора стояли посторонние жилища монашеской братии.

Надо сказать, что до переноса монастыря его архимандриты были духовниками великих князей, здесь же князья принимали постриг перед смертью и ухаживали за нищими и убогими (это часть княжеского послушания).

1488

Спасский монастырь страдает от пожара.

1483

Упоминается Спасский архимандрит Елисей.

1474

Упоминается Спасский архимандрит Герман.

1473

Перестройка трапезы. При этом находят нетленное тело великой княгини Марии. Ее переодевают в новые ризы и перезахоранивают.

1466

Спасским архимандритом становится святитель Вассиан, по прозвищу Рыло. Он отличался красноречием, примирял русских князей между собой и воодушевлял их на борьбу с татарами. Написал «Житие преподобного Пафнутия Боровского», учеником которого был, а также патриотическое «Послание на Угру» Ивану III.

1453

Спасским архимандритом становится святитель Трифон, духовник великого князя Василия Темного. С именем Трифона связан мистический инцидент при открытии мощей святого князя Федора Черного и его сыновей в Ярославле, но это отдельная тема.

1452

Бракосочетание 12-летнего княжича Ивана Васильевича (будущего Ивана III) и тверской княжны Марии Борисовны.

1410

В «Древней российской вифлиофике» упоминается Спасский игумен Савва.

1406

Упоминается Спасский архимандрит Иларион.

1404

Никоновская летопись упоминает Спасских архимандритов Феодосия и Матфея.

1399

Погребение великой княгини Марии, третьей жены князя Симеона Гордого и племянницы тверского князя Дмитрия Грозные Очи. Этот брак прекратил на время противостояние Москвы и Твери, но это отдельная история.

1396

В Спасском монастыре умирает святитель Стефан Пермский. Стефан посвятил всю жизнь христианскому просвещению пермяков, создал для них азбуку, перевел на зырянский язык церковные книги и одержал моральную победу над ярым языческим жрецом Памом (как вы догадываетесь, это отдельная история).

По делам Великопермской епархии святитель Стефан приезжает в Москву к митрополиту Киприану, однако умирает в Спасском монастыре. Его погребают под спудом в соборе Спаса на Бору, хотя пермяки многократно просили «отпустить» его мощи в Пермь.

1393

Погребение княжича Ивана, сына Дмитрия Донского.

1389

В Никоновской летописи упоминается Спасский архимандрит Сергий I Азаков, участник приснопамятных путешествий митрополита Пимена в Константинополь. В Кремле Сергий пробыл недолго, в том же году его сменяет некий Игнатий.

Удельное княжество

1382

Пожар от набега Тохтамыша. Убиты монахи и Спасский архимандрит Симеон. Вскоре Дмитрий Донской восстанавливает монастырь, завещая потомкам каждый год на Спасов день выделять обители 15 рублей.

1378

Дмитрий Донской назначает архимандрита Спасского монастыря, своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя московским митрополитом. История такая…

После смерти митрополита Алексия, святителя московского, встал вопрос о его приемнике. Константинопольский патриархат назначил главой Русской церкви митрополита Киприана, преподобный Сергий Радонежский отказался от сана и рекомендовал суздальского епископа Дионисия, а сам Дмитрий Донской, вопреки возражениям, назначил митрополитом Михаила-Митяя, который еще недавно был мирянином и не прошел длительного послушания.

Митрополит Михаил вынужден был отправиться в Константинополь для официального утверждения своего сана. Епископ Дионисий решил опередить его, но был взят под стражу великим князем. Тогда он пообещал никуда не ехать, если его освободят, и за него поручился Сергий Радонежский. Однако непоседливый Дионисий подвел преподобного: как вышел на волю, так сразу сел и поехал.

Но вышло так, что митрополит Михаил в дороге погиб:

Иніи глаголаху о Митяй, яко задушиша его, иніи же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людіе не хотяху Митяя видети въ митрополитехъ; но единъ князь великій хотяше.

Никоновская летопись

После этого начинается полный бардак. Свита усопшего митрополита Михаила в ходе ожесточенных дебатов прямо на корабле выбирает из своей среды митрополита Пимена. Составляются фальшивые грамоты для константинопольского патриарха, который, однако, действительно утверждает в сане Пимена, а Киприана назначает митрополитом Литвы и Малороссии.

Дмитрий Донской критически отнесся к такому повороту событий. На подъезде к Коломне митрополит Пимен был арестован и сослан в Чухлому. В течение года обязанности главы Русской церкви исполняет Киприан, хотя константинопольский патриарх бомбардирует великого князя письмами в поддержку Пимена.

В итоге Дмитрий Донской ссорится с Киприаном, возвращает Пимена, однако быстро заменяет его на Дионисия. Патриарх по просьбе князя утверждает Дионисия, а Пимена судят церковным судом и лишают сана, что не мешает ему еще несколько лет в явочном порядке пользоваться митрополичьими привилегиями. Когда Дмитрий Донской прознал об этом, Пимен тайно поехал в Константинополь, однако на Черном море его захватывают разгневанные кредиторы. С трудом откупившись от них, Пимен освобождается и в итоге умирает в Халкидоне.

О дальнейшем ходе интриг мы расскажем как-нибудь отдельно в нашем паблике, а не в статье о церкви Спаса на Бору.

1375

Дмитрий Донской назначает архимандритом Спасского монастыря своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя.

1374

Иоанн II Непейца, архимандрит Спасского монастыря, отходит на безмолвие.

1365

Горит Москва, в том числе Спасский монастырь в Занеглименье. Монахов из него переводят в кремлевский Спасский монастырь, который становится с этого времени мужским. А старых его монахинь переводят в Алексеевский монастырь близ дворцового села Семчинского.

1364

Погребение княгини Александры Ивановны, вдовы Ивана Красного.

1353

Симеон Гордый принимает постриг перед смертью. В том же году Спасским архимандритом становится Иоанн II.

1350

Симеон Гордый пристраивает притвор к собору Спаса на Бору.

1346

Спасским архимандритом становится некий Петр.

1345

Иконописец Гайтан и его команда расписывают собор Спаса на Бору. Погребение великой княгини Анастасии Гедиминовны, первой жены Симеона Гордого, дочери великого князя литовского. А умерла она от чумы.

1340

Иван Калита принимает постриг в Спасском монастыре.

1331

Погребение великой княгини Елены, жены Ивана Калиты.

1330

Иван Калита закладывает на своем дворе каменную церковь Спаса Преображения (второй каменный храм Москвы после Успенского собора). Храм освящает митрополит Феогност. Существует предание, что монастырь у церкви Спаса появляется именно в этом время: мол, Иван Калита перевел в Кремль Даниловскую архимандрию, основанную его отцом, князем Даниилом Александровичем, в 4 верстах от кремля при церкви св. Даниила. Даниловский монастырь в действительности остался на прежнем месте, другое дело, что его имущество перешло под управление Спасской архимандрии, так что старая Даниловская обитель приходила постепенно в упадок и воспряла только при Иване Грозном.

Так или иначе, при строительстве каменного храма Иван Калита назначил в Спасский монастырь нового архимандрита — «мужа сановитаго и словеснаго и любомудраго сказателя книгамъ, и учительнаго божественныхъ писаній», а звали его Иоанн. Великие князья с этого времени и впредь наделяют Спасский монастырь вкладами, имениями и льготами.

По мнению Ивана Забелина, назначение такого интеллигентного архимандрита свидетельствовало об интеллигентности самого Ивана Калиты.

1319

В Спасский монастырь переносят тело великого князя Михаила Тверского, погибшего в Орде. По истечении 10 месяцев мощи увозят в Тверь. Это первое упоминание Спасского (или Спасопреображенского) монастыря, и на тот момент он был женским.

А история с Михаилом Тверским такая. Его племянник, московский князь Юрий Данилович, обвинил дядю в гибели своей жены Кончаки-Агафьи, сестры ордынского хана Узбека. Это он сделал из зависти, чтобы отобрать не полагающийся ему по закону ярлык на великое княжение. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Михаил Тверской умер под пытками. Ему предлагали сбежать, но он отказался, чтобы не подставлять свой народ.

Юрий же получил ярлык, захватил Можайск и Коломну, однако в итоге был убит в Орде сыном князя Михаила, Дмитрием Грозные Очи, которого самого казнили потом за самоуправство. Временное пребывание останков Михаила Тверского в Спасском монастыре на дворе его убийцы Юрия Даниловича — это, пожалуй, довольно циничный ход.

1272

Князь Даниил Александрович строит, по преданию, деревянный храм в честь Спаса Преображения. Праздник посвящен евангельскому событию: Иисус поднялся с тремя ближайшими учениками на гору для молитвы и явил им Божественное величие и славу. Звали этих учеников Петр, Иаков и Иоанн. В народе праздник известен как Яблочный Спас.

Начало Москвы

XII в.

По легенде, на месте хижины отшельника Букала в бору на холме возводят деревянный храм Спаса Преображения. Сергей Романюк утверждает, что «Бор», на котором стоял собор, это не лес, а торговая застава, где брали пошлину. К XII веку, по данным археологии, на вершине Боровицкого холма уже находился укрепленный поселок с торжищем, так что девственному сосновому бору вряд ли бы нашлось там место.

Источники

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.
  2. Романюк С.К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  4. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. М., 2003.
  5. Мартынов А.А., Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, том I. М., 1848.
  6. Благоразумов Н.В. Собор Спаса Преображения (Спас на Бору) во дворе Большого дворца в Московском Кремле. М., 1899.
  7. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

Моссфера

Яндекс.Метрика