1682—1696
Где-то между этими датами придел Иоанна Белоградского переосвящают в честь Иоанна Предтечи, так как это покровитель взошедшего на престол Ивана V, а Иоанн Белоградский — покровитель царевича Ивана Михайловича, который к этому времени давным-давно умер в детстве.
1688
Оружейная палата производит четыре железных гонтаба (на чем привешиваются лампады) для местных икон Екатерининской церкви, Дорофей Ермолаев золотит киот над местной иконой св. Екатерины, а Кирилл Уланов пишет новый местный образ — Покров Пресвятой Богородицы.
К Пасхе этого же года вычищают полностью интерьер, Лука Смольянинов и Григорий Адольский пишут по атласу Богородицу и Иоанна Богослова. После этого Екатерининскую церковь заново освящает патриарх.
Попутно аналогичные работы проходят в церкви Воскресения Словущего. Лука Смольянинов расписывает двери, причем одну из них — пророчицами-сивиллами.
1687
Делают новый резной деревянный иконостас для Екатерининской церкви, два расписных клироса, две ризницы и шесть аналоев. Пишут местные иконы св. Николая, преп. Сергия Радонежского, св. Алексия Митрополита и преп. Варлаама Хутынского. Мебель расписывал во «фрукты, ленчафты и травы» Евтихий Богданов, а Карп Золотарев расписывает резной иконостас в трапезной. Ленчафты — это ландшафты.
Для Распятской церкви делают, собственно, распятие. Это крест с горельефным изображением Христа, по замыслу — модель того самого Креста в масштабе 1:1. И сделан-то он, как и оригинал, «из трех дерев: кедра, певга и кипариса». Что такое певг — это отдельная история, мы как-нибудь коснемся ее в паблике.
1686
Иван Максимов расписывает образами двери Екатерининской церкви, как царские, так и обычные. Тихон Филатьев пишет новую местную икону святой Екатерины.
В Воскресенской церкви Дорофей Ермолаев делает небольшой ремонт.
1684
Закройщик Гераська Григорьев обивает царское место Верхоспасского собора гладким золотным атласом.
1683
Пока внизу своды Золотой Царицыной палаты укрепляли перететивьями, наверху алтарь Верхоспасского собора покрывается белым железом.
1682
Достроена паперть церкви Екатерины с видом на сад.
Дорофей Ермолаев реставрирует иконостас и сень над плащаницей в Воскресенском храме.
Осип Старцев завершает церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, известную также как Распятская. Церковь возвышается в уровень с кровлей Грановитой палаты, так что к ее алтарю был ход с этой кровли. Карп Золотарев делает медный чеканный иконостас.
Василий Познанский пишет нестандартные образа:
«Образа эти вышиты, лица написаны на холстѣ, а драпировки составлены изъ разноцвѣтной шелковой ткани, наклеенной на доски».
Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
В этот же год в алтаре Воскресенской церкви во время Стрелецкого бунта укрывается Афанасий Кириллович Нарышкин, брат царицы Натальи, дядя Петра I:
«Онъ по указанію царицына карлика Хомяка былъ схваченъ стрѣльцами, разсѣченъ на части предъ самыми дверьми храма и брошенъ на площадь».
Извеков Н.Д. Церкви во имя воскресенiя Христова и воздвиженiя честнаго креста господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
1681
Евдокиинская церковь после ремонта освящается заново в качестве церкви Воскресения Словущего. В приделе Иоанна Белоградского живописец Дорофей Ермолаев расписывает три ступени, амвон и печь. Здесь же в этот год приобщился святых тайн царь Федор Алексеевич.
Но главное дело Федора Алексеевича — сооружение Вертограда с Господним Гробом. Степан Заруцкий делает своды и стены небольшой каменной палатки: «из алебастроваго камени, цветные, с розными краски». Вертоград стоит между церковью Распятия и деревянными комнатами царя.
Федор Алексеевич тяжело болеет и торопит строителей (они работают даже по ночам), но все равно не доживает до окончания проекта. После смерти заказчика проект останавливается, и позднее Вертоград разбирают.
1680
Общая 11-главая кровля. Обновление фресок Верхоспасского собора. Составлены подробные описи стенописи.
Под наблюдением Симона Ушакова обновляются фрески в приделе Иоанна Белоградского. Иконописец Исаия Ананьин со товарищи «пишет по полотну херувимы», а живописец Петр Карпов, опять же со товарищи, пишет на полотнах апостольские проповеди. В Евдокиинской церкви разные столярные и живописные работы.
В узком коридоре между приделом Иоанна Белоградского и Евдокиинской церковью Дорофей Ермолаев сооружает «Голгофу, где быть страстям Господним». Это белокаменная «пещера», расписанная «черепашным аспидом», т. е. под мрамор, Иваном Салтановым, Иваном Безминым и Иваном Мировским. Старец Ипполит вырезает кипарисовое распятие и ставит его на вершину этой «горы». Карп Золотарев золотит крест, а Иван Салтанов расписывает.
«Пещера» украшается алебастровыми колоннами. Среди них, напротив Голгофной горы, ставят плащаницу, или Гроб Господень, и над все этим висят на проволоках 60 расписных алебастровых херувимов с золочеными венцами и крыльями. Кроме херувимов, у Гроба Господня висят стеклянные лампады (а стекло тогда было редкостью).
Иван Салтанов пишет картины: «Сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение» и «Христос явися Марии Магдалине». Они стоят у стен рядом с Голгофой.
1679
Капитальный ремонт придела Иоанна Белоградского. Жалованный живописец Федор Евтифиев со товарищи пишет массу новых икон. Позволим себе, кроме того, колоритную по слогу цитату:
«Иванъ Безминъ писалъ стѣну аспидомъ по черепашному и въ томъ же храмѣ написалъ 600 дубовыхъ кирпичей чернымъ и зеленымъ аспидомъ, и тѣмъ кирпичемъ былъ выстланъ полъ церкви для государскаго пришествія».
Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.
Иван Салтанов заново расписывает стены Евдокиинской церкви. Симон Ушаков и Исаия Ананьин пишут несколько икон, а Васька Осипов расписывает двери храма.
1678
Верхоспасский собор обновляют и расписывают снаружи, со стороны алтарей, «аспидом розными цветами» (под мрамор). Над приделом Иоанна Белоградского надстраивают церковь Распятия.
Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов делают резной деревянный иконостас в Евдокиинской церкви, пока другие 5 мастеров устанавливают новые окна и двери. Симон Ушаков и Исаия Ананьин, в свою очередь, пишут полный комплект икон.
1677
Патриарх Иоаким освящает обновленный Верхоспасский собор. Иконописцы во главе с Никифором Бовыкиным капитально обновляют иконостас в приделе Иоанна Белоградского.
Ивашка да Матюшка Афанасьевы ремонтируют стены Евдокиинской церкви.
1676
Капитальное обновление Верхоспасского собора. Живописных дел ученик Иван Мисюков слегка обновляет иконостас в приделе Иоанна Белоградского.
1675
В Евдокиинской церкви литургия с весьма представительным кремлевским составом: патриарх Иоаким, протопопы Успенского, Рождественского и Верхоспасского соборов, ключник Благовещенского собора плюс священники Рождественского собора и самой Евдокиинской церкви.
1673—1674
Симон Ушаков реставрирует иконы из Евдокиинской церкви.
1670
Установка Золотой решетки. Вонифатий и Семен Козьмины пишут новые иконы «мелочным письмом» для Верхоспасского собора. Иван Безмин расписывает клиросы Екатерининской церкви.
1668
В Верхоспасском соборе служат три патриарха, причем в этот год такая служба происходит неоднократно.
1667
Афанасий Иванов и Семен Андреев левкасят и расписывают северную дверь Екатерининской церкви, а Филипп Павлов продолжает починку иконостаса.
Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский служат литургию в Евдокиинской церкви.
1666
В Верхоспасском соборе крестят царевича Ивана Алексеевича.
1665
Крещение царевича Симеона Алексеевича в Екатерининской церкви.
1664
Обновление иконостаса Екатерининской церкви: Симон Ушаков и дворцовый плотник Осип Иванов работают, а «самопальный Иван Алексеев» надзирает.
Кормовой иконописец Иван Владимиров со товарищи в Евдокиинской церкви «расписывает травы», а Симон Ушаков со своими людьми пишет комплект икон и фресок.
1663
Реконструкция Верхоспасского собора, Никита Тарутин пристраивает трапезную.
1662
Крещение царевны Феодосии Алексеевны в Екатерининской церкви.
1661
В Верхоспасском соборе крестят царевича Фёдора Алексеевича.
1660
Станислав Лопуцкий пишет царское место в Верхоспасском соборе. Савка Иванов расписывает 2 подсвечника в Екатерининской церкви. Маленькое пояснение: царское место — это небольшое сооружение, где молится царь. К царским вратам не имеет отношения, потому что там Небесный Царь, а здесь — обычный, земной.
Крещение царевны Марии Алексеевны в Екатерининской церкви.
Симон Ушаков со товарищи расписывает царские двери в Евдокиинской церкви, а кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотит иконы. Подходящая кличка для иконописца, однако. Не Полубесом единым, как говорится. Кроме того, в тот же год стены Евдокиинской церкви обиваются красным сукном.
1655—1656
Павел Алеппский посещает Евдокиинскую церковь, принимает участие в службе в честь св. Евдокии и в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву» пишет о храме так:
«Мы прибыли, поднялись в церковь и служили в ней вместе с патриархом московским и архиепископом сербским, в присутствии царя и некоторых его приближенных, а также царицы и сестер царя, которые стояли в нартексе; дверь заперли за нами, чтобы никто не входил, и они смотрели на нас из-за решетки и маленьких окон. Эта церковь очень мала, древней постройки и ее купол позолочен. Церковь эта предназначена для царя в зимнее время».
«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву».
1654
В Екатерининской церкви упраздняется придел преп. Онуфрия.
Повторное освящение Евдокиинской церкви после ремонта.
1653
Повторное освящение Евдокиинской и Екатерининской церквей после ремонта. Вероятно, освящает их сам патриарх Никон.
1637—1638
Два торжественных выхода царя Михаила Федоровича в придел Иоанна Белоградского.
1635—1636
Команда мастеров (Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков) строит Верхоспасский собор с приделом Иоанна Белоградского. Эти же мастера параллельно строят Теремной дворец. В сущности, это единый комплекс.
1628
Освящение церкви Екатерины в присутствии царя и царицы. Эта церковь соединялась первоначально с церковью Ризоположения лестницей и темным переходом, а также примыкала к Золотой Царицыной палате.
1627
Английский архитектор Джон Талер после пожара строит каменную церковь Екатерины взамен сгоревшей деревянной.
В честь второй супруги царя Михаила Федоровича, Евдокии Лукьяновны, устраивают церковь Евдокии, что у Государыни Царицы на Сенях.
1626
Церковь Екатерины (деревянная) сгорает в пожаре.