1894
Константин Коровин и Валентин Серов возвращаются из путешествия по Крайнему Северу, куда они отправились с подачи Мамонтова. В доме на Садовой-Спасской художники превращают зимний сад в уголок Севера. Помещение с пониженной температурой декорировали шкурами белых медведей, кусками гранита с лишайниками и чучелами полярных птиц.
Этот сад сообщался с «верхним кабинетом», то есть 208 аудиторией. Каким образом? Хороший вопрос! Да жаль, ответа нет…
1893
Мамонтовы отмечают 15-летие домашнего театра. Поленов выпускает альбом «Наш художественный кружок» с полным списком постановок и изображениями наиболее выдающихся декораций, костюмов и ролей.
К юбилею Савва Мамонтов написал и поставил комедию «Около искусства», и она стала яркой точкой в сценической жизни дома на Садовой.
1892
Усадьба дополняется Врубелевским флигелем, построенным по эскизам художника. По слухам, внутри по сей день стоят майоликовые камины и печи работы Врубеля.
1890
Михаил Врубель живет у Мамонтова и в нынешней аудитории 208 пишет «Демона сидящего». Кстати, Врубеля ввел в дом Мамонтова Валентин Серов.
В том же году Врубель пробует себя в сценической живописи, и крайне успешно. Он создает декорации и костюмы для домашнего спектакля «Саул», в котором, кстати, одну из ролей играет Станиславский. Надо сказать, Станиславский посещал дом Мамонтова с детства, будучи дальним родственником.
1884
Савва Мамонтов ставит в своем Кабинете оперу «Алая роза» при стечении 100 зрителей — всей музыкальной Москвы. По итогам представления Мамонтов решил заняться музыкой более профессионально. Так родилась идея Частной русской оперы, открывшейся в 1885 году в Камергерском переулке.
1882
Савва Мамонтов ставит домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Островского. Декорации выполняет Виктор Васнецов, он же играет Деда Мороза. Незадолго до этого Римский-Корсаков пишет на тот же сюжет оперу. Эта опера шла впоследствии уже не в домашнем театре, а в Частной опере Мамонтова.
1880
Мамонтов вешает на стены своей Столовой две картины Васнецова: «Ковер-самолет» и «Битва русских со скифами». Первая символизирует сказочную скорость передвижения по железным дорогам, а вторая напоминает о легендарной истории юга России.
Дело тут в том, что Савва Мамонтов заказал Васнецову три картины для правления Акционерного железнодорожного общества, тянувшего дорогу на Донбасс. Была еще третья картина, «Три царевны подземного царства» ¬- аллегория полезных ископаемых Донбасса. Однако консервативно настроенные коллеги Мамонтова отвергли картины как неуместные в деловом помещении. Пришлось Мамонтову картины взять себе, а «Три царевны» ушли в дом его брата.
1878
Под самый занавес этого года был дан новогодний «капустник», заложивший традицию домашнего театра Саввы Мамонтова. В спектаклях участвовали сами Мамонтовы, а также их друзья-художники.
Из этой же домашней самодеятельности, как уже сказано, выросла Русская частная опера, в которой раскрылся талант Федора Шаляпина. Непосредственно на Садовой-Спасской певец тоже выступал, так что Шаляпинский зал называется так по заслугам.
Над мамонтовской оперой и театром любил издеваться Чехов: мол, это барская причуда для собственного увеселения и для ублажения любовницы, певицы Т. Любатович. Но открытие миру Шаляпина — упрямый факт.
Кстати, в том же году в Москву с матерью приезжает к Репину 13-летний Валентин Серов. Он сразу же попал в питательную мамонтовскую среду и расцвел.
И еще одна деталь, в чем-то метафизическая. Московский художественный кружок включал, скажем так, «краеведческую секцию». Мамонтовы и художники методично изучали памятники русской архитектуры. Немудрено: поблизости Сухарева башня и Красные ворота…
Заседания чередовались с натурными исследованиями, а затем и с экспедициями по всей европейской части России. В доме на Садовой художники собирали из пластилиновых кирпичиков макеты храмов, палат, теремов и крепостей, и все это выставлялось в Кабинете Мамонтова.
Спустя чуть более 30 лет этим же будет заниматься с гимназистами учительница истории, а спустя еще столетие Никита Андреев, автор этих строк, будучи студентом Полиграфа, создаст проект «Моссфера»…
1877
По многочисленным просьбам Мамонтова в Москву переезжают Поленов, Репин и Васнецов. Москва произвела на художников неизгладимое впечатление патриархальной атмосферой и обилием русских древностей. Так состоялся их поворот в сторону русского стиля в искусстве.
1873-1876
«Четверги» Саввы Мамонтова. По вечерам у Саввы собирались его друзья — художники, певцы и актеры — и предавались музыке и словесности. Это был своего рода домашний клуб, предшественник Московского художественного кружка.
Параллельно Мамонтов перестраивает дом. Именно тогда появился объем со Столовой и Кабинетом. На момент постройки этот объем примыкал к некому «как у всех» двухэтажному дому, который до наших дней не дошел. Есть расплывчатые указания, что надворные строения также относятся к 1870-ым.
Кстати, новую Столовую Мамонтова высоко оценил скульптор Марк Антокольский, а уж он-то знал толк.
1867
Стремительно богатеющий купец Иван Мамонтов приобретает усадьбу на Садовой-Спасской для сына Саввы и его жены Елизаветы. В те годы молодой Мамонтов был отъявленным повесой, безоглядно увлекался театром и вообще ничего не понимал в бизнесе, да и образование из-за своей безалаберности получил крайне неравномерное.
Однако после командировки в Персию, болезни, свадьбы и путешествия в Италию Мамонтов в какой-то мере остепенился и освоился с делами отца. В Италии чета Мамонтовых познакомилась с перспективными русскими художниками, жившими в Риме своего рода колонией.