1498
Первая коронация в Успенском соборе. Иван III короновал своего малолетнего внука Димитрия (как бы авансом). Этот сюжет заслуживает рассказа. Димитрий был родным внуком великого князя от его первого сына Ивана. В то же время диспозиция придворных партий была такова, что вдова этого самого Ивана, Елена, тайно покровительствовала ереси жидовствующих. На стороне Елены и ее сына Димитрия были все сильные бояре, но был и другой претендент — Василий, сын великого князя от второй его жены, Софьи Палеолог, которая из-за пафоса и властолюбия популярностью не пользовалась. После покушения на Димитрия, в котором подозревали Софью и Василия, чаша склонилась в пользу покушаемого, и он был коронован в Успенском соборе с пышными церемониями. Тем не менее, через год Димитрий и мать его Елена попали в опалу по еретическим делам, и в итоге царем стал Василий, отец Ивана Грозного.
1492
От удара молнии в соборе случился пожар. Это произошло в год, когда Колумб открыл Америку, а православные ожидали конца света (7000 год от сотворения мира).
1481
Предположительно, артель Дионисия расписывает собор. Оригинал росписи не дошел до нашего времени, но позднее был поновлен по копиям-прорисям, так что суть та же.
1479
Митрополит Геронтий освящает собор в присутствии Ивана III. Летописец характеризует новый собор так: «Бысть же та церковь чудна вельми, величествомъ, и высотою, и свѣтлостію, и пространствомъ; таковой же прежде того не бывало въ Руси, опричь Владимирскія церкви».
1475
Строительство собора не было простым. Великий князь пригласил мастеров из Пскова, но они отказались достраивать собор. Тогда по следам супруги, Софьи Палеолог, Иван III посылает в Италию за архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Писатель и краевед Рустам Рахматуллин написал мощное и захватывающее эссе, где тщательно реконструировал всю метафизическую мистерию, связанную с этой историей, мы же ограничимся сухими фактами. Аристотель Фиораванти на родине выполнял сложные инженерные работы для Милана и Венеции, но из-за расследования по делу о фальшивомонетничестве был вынужден отправиться в далекую Московию. Архитектор получил большое жалование, поселился около великокняжеского дворца и начал работы с быстрого сноса руин собора. Весь ход строительства подробно описан в летописях. В частности, использовались кирпичи, выработанные на новых заводах в Калитникове. В соборе сказалось влияние романской архитектуры, хорошо знакомой Аристотелю.
1474
Привлекать заморского архитектора пришлось потому, что когда собор, возводимый до того силами русских зодчих, был уже почти готов и оставалось только замкнуть купола, своды рухнули. По ним в это время разгуливал ввечеру сын князя Федора Пестрого, и вот злонравия достойные плоды. Истинная причина аварии заключалась в плохой извести и конструктивных ошибках, потому что русское зодчество после ордынского нашествия пребывало в глубоком упадке. Молва, однако, предпочла списать инцидент на землетрясение. Впрочем, инициировавший строительство митрополит Филипп скончался, не дожив до этого события.
1472
Митрополит Филипп для строительства нового здания Успенского собора нашел двух мастеров: «Ивашка Кривцовъ да Мышкинъ». Пока они работали над каменным собором, внутри здания сделали маленькую деревянную церковь, в которой совершилось бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог.
1470
В большом пожаре старый Успенский собор выгорел напрочь. Он уже и до этого обветшал («уже деревии толстыми комары подпираху»), а после пожара и вовсе пришлось строить его заново. После этого митрополит Филипп задумал построить новую версию собора по образцу «Владимерской святой Богородицы», но крупнее его. С этой целью Филипп наложил на всех попов и монастыри «тягину велику» для сбора средств, а многие знатные люди и сами жаловали взносы «на церковное создание».
1459
К Успенскому собору пристроен третий придел, Похвалы Богородицы, в благодарность чудесному спасению Москвы от нашествия хана Саид-Ахмета. Этот хан был основателем Большой Орды. За 10 лет до упомянутого чуда он не смог дойти до Москвы, будучи разбит на Пахре служилыми татарами хана Касима — основателя небезызвестного Касимовского ханства. В 1455 году Саид-Ахмет снова попытался вторгнуться, но был разбит под Коломной. Наконец, в 1459 году сам он был в почетном плену в Литве, а его татары опять пошли на Москву, но они не смогли перейти Оку, потому что на другом берегу их ждала армия Ивана III, который тогда еще был молодым наследником престола.
1440
«Великое торжество православия». «Великий князь Василий Васильевич один, среди онемевших бояр и народа, восстал против козней митрополита Исидора». Этот Исидор привез грамоту VIII Флорентийского собора и попытался в явочном порядке учредить унию православия и католичества под властью Папы Римского, однако среди службы, не дожидаясь итога, московский князь обозвал Исидора еретиком и выгнал его из собора. Грамота была признана еретической, митрополита заточили в Чудов монастырь, откуда тот, впрочем, сбежал, чтобы продолжить плодотворную работу в лоне католической церкви и в конце концов умереть в Риме.