Моссфера

Кремль — Дворцовый квартал

Теремной дворец

Вершина традиционной русской архитектуры — жилые покои царской семьи

Описание

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Войдем в Большой Кремлевский дворец через главный вход с Боровицкой улицы, поднимемся по Парадной лестнице, пройдем через Аванзал и уголок Георгиевского зала во Владимирский зал. Слева будет разлапистая и красная, будто растекшаяся лава, лестница в Зимний сад и на хоры Владимирского зала. Справа — проход в Святые сени Грановитой палаты. А прямо перед нами — три арки, ведущие в Белый коридор Теремного дворца. Прямо за арками — вход в сени Золотой Царицыной палаты и саму эту палату. Все это — второй этаж.

Золотая Царицына палата обстроена со всех сторон, кроме одной, которая видна между Грановитой палатой и церковью Ризоположения. Отделка фасада ренессансная. Палата называется Золотой из-за росписей. В дни больших праздников именно в этой палате царицы принимали поздравления, а в дни именин еще и жаловали гостей именинными пирогами в присутствии царя.

Сюда же по традиции приходили всех чинов люди, чтобы поднести новорожденному царевичу или царевне «на зубок» что-нибудь вроде иконы, серебра, соболя или дорогой ткани. А еще в палате интересная акустика из-за горшков, заложенных в своды.

Сени Золотой Царицыной палаты известны также как Жилецкая или Проходная палата. Там дежурила дворцовая стража (дворяне-жильцы). В старину сени вели не только в Золотую Царицыну палату, но и на Задний внутренний двор. Сейчас они соединяют Желтый и Белый (Фрейлинские) коридоры, которые тянутся вдоль северного и южного фасадов Теремного дворца соответственно.

Напротив входа в Золотую Царицыну палату в сенях есть дверь, ведущая в комнаты фрейлин. Эти комнаты тянутся через весь дворец до церкви Рождества Богородицы. Раньше это были Мастерские палаты, здесь делали и хранили всю одежду и постельные принадлежности царской семьи. А еще раньше это были палаты дворца Ивана III. В конце ряда этих комнат, у самой церкви Воскрешения Лазаря (тогда она находилась на втором этаже) была Задняя палата, приемная великой княгини Елены Глинской.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом. Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства Большого Кремлевского дворца это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

История

Поздний СССР

1966—1969

Реставраторы восстанавливают полихромную окраску стен и белокаменных деталей Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Тоталитаризм

1947

Реставрация Золотой Царицыной палаты.

Революция

1925

Реставрация Золотой Царицыной палаты, раскрыты две фрески XVI века.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1836—1849

В связи со строительством Большого Кремлевского дворца Николай I решает отреставрировать и Теремной дворец. Проблема только в том, что на тот момент научной реставрации еще не существовало, и архитекторы просто проектировали в «древнем вкусе» и фантазировали на тему Руси XVII века. Восстановление Теремного дворца поручают художнику Федору Солнцеву. и группе архитекторов (Константин Тон, Иван Мироновский, Федор Рихтер, Петр Герасимов и др.)

С подлинным материалом архитекторы обращаются весьма вольно. Строят на месте Боярской площадки Владимирский зал БКД, превращают Верхоспасскую площадку в крытое помещение, переделывают лестницы, возводят по собственной прихоти шатровую башенку и смотровую площадку…

Более аккуратен подход Федора Солнцева. Он реставрирует интерьеры Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты по-настоящему, использует по возможности подлинные предметы, а если их не хватает, то изготавливает новоделы по старинным образцам. Современники поверили и приняли интерьеры за исконные.

1838

В связи с реконструкцией и строительством Большого Кремлевского дворца выселяют фрейлин и других дворцовых служащих из Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1812

В Теремном дворце поселяется свита Наполеона. После войны ей на смену приходят российские придворные служащие.

1810

Сокровища Теремного дворца переходят в Оружейную палату.

1809

Упразднение церквей Спаса Нового и Успения.

Екатерина II

1796

Возобновление Золотой Царицыной палаты при Павле I.

Картинки подписаны и кликабельны.

Временщики

1743

Ремонт, пристройка на третьем ярусе. Помещают в Теремной дворец сокровища царской Оружейной и Большой казны.

Петр I

1723

Ремонт.

1711

Петр I учреждает Правительствующий Сенат, департаменты которого впоследствии расположились под Теремами, в подклетных ярусах. Золотую Царицыну палату отдают под кладовую.

1701

Большой пожар окончательно добивает дворец:

«Въ 11 часовъ въ послѣдней четверти волею Божіею учинился пожаръ въ Кремлѣ-городѣ, загорѣлись кельи на Новоспасскомъ подворьѣ, что противъ заднихъ воротъ Вознесенскаго монастыря. И разошелся огонь по всему Кремлю, и выгорѣлъ Царевъ дворъ весь безъ остатку: деревянныя хоромы и въ каменныхъ всѣ нутры, и въ подклетахъ и въ погребахъ запасы и въ ледникахъ питья и льду много растаяло отъ великаго пожара, ни въ единомъ ледникѣ человѣку стоять было невозможно; и въ каменныхъ сушилахъ всякіе запасы… и Ружейная Полата съ ружьемъ; и Мастерскія Государевы полаты… святыя церкви, кои были построены вверху и внизу въ государеве домѣ, кресты и кровли и внутри иконостасы, и всякое деревянное строеніе сгорѣло безъ остатку… И набережныя государевы полаты, и верхнія и нижнія, кои построены въ Верхнемъ Саду, выгорѣли… И всѣ государевы Приказы и многіе дѣла и всякая казна погорѣла… Кто ни былъ живущіе въ Кремлѣ, всѣ безъ остатку погорѣли…»

Современник-аноним

1696

В год смерти Ивана V, пока Петр I воевал под Азовом, сгорают без остатка все деревянные царские хоромы Теремного дворца.

1694

В Переднюю палату из Комнаты переносится присутствие бояр для слушания спорных дел.

Ранние Романовы

1683

Укрепление сводов Золотой Царицыной палаты позолоченными железными конструкциями, которые придают интерьеру несколько своеобразный вид.

На месте сгоревших хором для царя Петра и его матери Натальи Кирилловны Нарышкиной сооружают новые деревянные хоромы, а для царевен Софьи, Екатерины, Федосьи и прочих — трехэтажные каменные палаты. В нижнем этаже устраивают думную комнату для правящей регентши царевны Софьи.

Около этого же времени появляются Наугольные палаты Теремного дворца.

1682

Пожар и новая отделка (сгорают деревянные хоромы царя Петра Алексеевича и хоромы царевен). Собор об отмене местничества проходит в Комнате. На площадке между Теремами и церковью Сошествия Св. Духа для царей сооружают новые Брусяные хоромы.

1681

Строятся для Ивана V лестница и Брусяные хоромы на верхнем ярусе Теремного дворца.

1680

Царь Федор III строит новые деревянные хоромы для царицы Агафьи Грушецкой и своих сестер между Теремом и церковью Евдокии. Перед хоромами разбивают комнатный сад. Сад называется Верхним деревянным. Как вы думаете, почему? А потому, что в нем резная деревянная беседка!

Государь возобновляет на сенях у царевен церковь Спаса Нерукотворного (Спас Новый) и строит над ее трапезной новый храм Успения.

1679

Царь Федор Алексеевич разбивает новый царский сад у церкви Екатерины.

1677

Живописец Иван Салтанов пишет картину «Видение царя Константина, како явися ему крест». Эта картина помещается на Верхоспасской площадке на той стене, где сейчас проход в Чугунный коридор.

1674

Новые Постельные хоромы, расписанные притчами пророка Ионы, Моисея и о Эсфири.

1670

Отливка и установка Золотой решетки.

1666

Украшение дверей Комнаты.

1664

Устраивают для царевича Алексея Алексеевича сад с расписными решетками. Этот сад известен как Красный сад, что на сенях.

1663

Каменных дел подмастерье Никита Шарутин чинит соборную церковь Спаса Нерукотворенного Образа и обустраивает новую трапезную. Теперь Спас Новый становится домовым собором царя вместо соборов Благовещенского и Спаса на Бору.

1660

В Комнате проходит церковный собор, постановивший лишить Никона сана.

1655

Старый патриарший дворец отходит к царевнам, потому что Никон на Цареборисовом дворе строит новый Патриарший дворец.

1654

Царица Мария Милославская дает прием грузинской царице Елене Левонтьевне в Золотой Царицыной палате.

1646

Алексей Михайлович обустраивает новые Потешные хоромы в Теремном дворце. Строит их дворцовый плотник Васька Романов.

1630-е

Постельные палаты стали нижней частью Теремного дворца (см. ниже) и получили название Мастерских палат.

1637

Какой-то конюхъ Иванъ Осиповъ, по ремеслу златописецъ, наводилъ уже въ это время сусальнымъ золотомъ, серебромъ и разными красками на кровлю репьи «да въ тежъ хоромы, во всѣ окна (опроче чердака, т. е. терема) дѣлалъ слюдяные окончины».

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.

1635—1636

Царь Михаил строит каменные хоромы для себя и детей. Верхний этаж с Теремом назначен для малолетних царевичей Алексея и Ивана. Вместе с Теремом разбит сад. Разумеется, царь строит не сам, а руками каменных дел подмастерьев, вот их имена: Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларя Ушаков.

1624

Достройка двух мыленок, избушки и сенничка.

1619

После пожара возводят Постельную избу и комнату взамен деревянных этажей.

1613

По приказу царя Михаила к его приезду в Москву после польского разорения восстанавливают Золотую Царицыну палату и Мастерские палаты (первый ярус Теремного дворца). Для починки употребляют брусяные хоромы Василия Шуйского.

Иван Грозный

1589

Прием константинопольского патриарха Иеремии в Золотой Царицыной палате в рамках переговоров об учреждении на Руси патриаршества.

Патриарха сопровождает архиепископ Арсений Элассонский, будущий святитель. Он написал целую книгу о путешествии в Московию, вот фрагмент, посвященный Золотой Царицыной палате:

Если мы рассмотрим сводчатую палату, в которой находились, то увидим, что другой — подобной ей по красоте, — нет в целом свете. Она устроена сферообразно, покрыта чистейшим золотом, украшена изображениями и, по искусному своему расположению, удивительным образом отражает произносимые в ней звуки. На стенах ее изображены арабески, деревья, черные и красные виноградным кисти, а также — разные птицы. Посреди свода находился прекрасно  изваянный лев, держащий в зубах змею, с средины которой спускалось множество прекрасных подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и — искусно сплетенных на подобие корзин.

Я не могу в совершенстве описать эту круглую палату и подробно рассказать о ней, ибо меня страшит обилие описываемого. Но сильное желание понуждает меня к описанию ее, хотя никакой ум не в силах вполне достигнуть этого. Со всех сторон палаты смотрели на нас бесчисленные изображения мозаической работы, представлявшие различные события и лики — св. Девы Богородицы, Владычицы мира, держащей на руках нашего искупителя, — лики св. ангелов, иерархов, мучеников; все эти изображения — прекрасной работы, — были украшены алмазами, крупным жемчугом и др. драгоценными камнями. Кроме того, все лики святых имели прекрасные венцы и были обложены дорогими окладами.

Я не могу перечислить всех жемчужин, рубинов, сапфиров, топазов и др. блестящих драгоценных камней, которыми были покрыты иконы. Лучше кончу свою речь об этом, потому что не могу в совершенстве описать бесчисленное множество находившихся здесь предметов.

Арсений Элассонский, «Описание путешествия в Московию».

А еще царица Ирина Годунова принимает патриарха Иова, ради избрания которого и приезжали Иеремия с Арсением.

1535

Елена Глинская принимает царицу Казанскую (вероятно, Сююмбике) в Лазаревской палате (возле церкви Воскрешения Лазаря).

Великое княжество

1526

Первое упоминание Наугольной палаты, впоследствии известной как Золотая Царицына палата.

1508

Алевиз Старый строит нижний ярус теремов. Среди них имеется Лазаревская (Задняя) палата. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням Грановитой палаты и соединялось дверью с Передними переходами, или Красным крыльцом.

1395

Закладка каменных погребов на месте будущего Теремного дворца.

Источники

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895.
  2. Романюк С.К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.
  3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
  4. Кремль. Реставрация Теремного дворца в XIX в.
  5. Википедия-матушка.

Автор: Никита Андреев.

Моссфера

Яндекс.Метрика